Международная конференция «Музыкальная эпоха Л. Бетховена и ее исторический резонанс»

7-8 декабря 2020 года

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки

проводит

Международную конференцию
«Музыкальная эпоха Л. Бетховена и ее исторический резонанс»

в рамках Проекта, посвященного 250-летию со дня рождения композитора

 

Участники и темы сообщений О конференции Фотоотчет

Первое заседание

7 декабря

13.00 (9.00 по Мск)

 

Музыкальное приветствие

Л. Бетховен. Соната Ddur, ор. 6

Исполняют лауреаты международных конкурсов

Екатерина ПРЕДВЕЧНОВА и Юлия РОЖКОВА (фортепиано)

 

Модератор – кандидат искусствоведения, доцент,

и.о. проректора по научной работе Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Юлия Владимировна Антипова

 

Щербаков Василий Федорович

кандидат педагогических наук, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, профессор Московского государственного института культуры

Феномен творчества и личности Л. ван Бетховена в русской музыкальной культуре

 

Хасаншин Азамат Данилович

кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстрадно-джазового исполнительства Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова

Опыт реконструкции («воссоздания») произведения в контексте кинематики и динамики формы (на примере симфоний Бетховена)

 

Калошина Галина Евгеньевна

кандидат искусствоведения, и.о. профессора кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова

Линейная и нелинейная драматургия и религиозно-философские концепции в симфониях Бетховена

 

Бородин Борис Борисович

доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского

Ферруччо Бузони – интерпретатор Бетховена

 

Запевалова Людмила Георгиевна

кандидат искусствоведения, доцент Белорусской государственной академии музыки

Второй фортепианный концерт (B-dur) Л. Бетховена: в «поисках» авторского стиля

 

Калатай Иван Владимирович

ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.П. Недоспасова)

Аспекты взаимодействия солиста и оркестра в Концерте для фортепиано с оркестром № 5 Л. ван Бетховена

 

Нестеров Сергей Игоревич

кандидат искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова

«Крейцерова соната» Л. Бетховена: проблемы исполнительских концепций

 

Хананов Ильяс Рашидович

студент III курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент Е.К. Карелина)

От Моцарта к Шопену: пианизм И.Н. Гуммеля

 

Перерыв

 

Второе заседание

15.30 (11.30 по Мск)

Модератор – доктор искусствоведения, доцент

Екатерина Константиновна Карелина

 

Маслова Анастасия Ивановна

студентка IV курса специальности «Музыковедение» Российской академии музыки им. Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.П. Сусидко)

Метаморфозы «Фиделио» на Венской оперной сцене 2020: оригинальная версия

 

Бубеева Светлана Баяровна

студентка IV курса специальности «Музыковедение» Российской академии музыки им. Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент Н.В. Пилипенко)

Метаморфозы «Фиделио» на Венской оперной сцене 2020: вторая редакция

 

Чурилова Елена Александровна

студентка IV курса специальности «Музыковедение» Российской академии музыки им. Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В. Цареградская)

Метаморфозы «Фиделио» на Венской оперной сцене 2020: к версии 1814 года

 

Власов Алексей Андреевич

студент IV курса специальности «Музыковедение» Российской академии музыки им. Гнесиных (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент, декан историко-теоретико-композиторского факультета Н.И. Енукидзе)

Метаморфозы «Фиделио» на Венской оперной сцене: к вопросу трактовки финала

 

Зайцева Ирина Сергеевна

студентка V курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, и.о. профессора Т.Г. Казанцева)

Некоторые особенности драматургии azione teatrale «Alcide» Д.С. Бортнянского

 

Хананова Ольга Андреевна

магистрант I курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, и.о. профессора Т.Г. Казанцева)

Нотные издания произведений Л.В. Теппера де Фергюсона в собрании Строганова Научной библиотеки Томского государственного университета

 

Пителина Екатерина Владимировна

солистка Нидерландского Баховского общества, доктор музыкальных наук (Гаага)

Бетховен и флейта в историческом контексте

 

Антипова Юлия Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент, и.о. проректора по научной работе Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Проблема деакадемизации классического наследия в современной культуре (на примере музыки Бетховена)

 

Третье заседание

8 декабря

13.00 (9.00 по Мск)

 

Модератор – кандидат искусствоведения,

доцент, заведующая кафедрой истории музыки

Ольга Александровна Светлова

 

Париман Александр Александрович

и.о. профессора кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, заслуженный артист РФ

Мамаева Марина Эдуардовна

старший преподаватель Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Л. Бетховен. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор, ор. 80: особенности дирижерской интерпретации

 

Казанцев Тимофей Дмитриевич

владелец студии академической музыки «Полифония»

Основные этапы знакомства пианиста с его первой сонатой Бетховена

 

Ковалевский Георгий Викторович

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств

Л. ван Бетховен на страницах российской столичной прессы XIX века: критика, факты и домыслы

 

Петрова Галина Владимировна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора музыки, ученый секретарь Российского института истории искусств

Квартеты Бетховена в Санкт-Петербурге: первые публичные исполнения 1847–1850 гг.

 

Долгушина Марина Геннадьевна

доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкального искусства и образования Вологодского государственного университета

Рецепция Бетховена в Вологде 1920–1930-х годов

 

Павлова-Борисова Татьяна Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, заместитель председателя правления Союза композиторов Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)

Бетховен и Якутия

 

Романова Елена Викторовна

кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

О роли бетховенских традиций в симфоническом творчестве Роберта Шумана

 

Русакова Алёна Сергеевна

студентка III курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент Е.К. Карелина)

«Геновева» Роберта Шумана в истории немецкой оперы XIX века

 

Копосова Ирина Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

Взгляд на симфоническую традицию в Симфонии № 1 Хенрика Отто Доннера

 

Синельникова Ольга Владимировна

доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры

Рецепция Бетховена в творчестве Щедрина

 

СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ

 

Буй Конг Зюи

проректор по концертной работе Вьетнамской национальной академии музыки (Ханой, Социалистическая Республика Вьетнам)

Об опыте проведения Музыкального фестиваля, посвященного 250-летию со дня рождения Л. Бетховена, во Вьетнамской национальной академии музыки

 

Ерёменко Галина Анатольевна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им М.И. Глинки

«Игра со стилем» в Восьмой симфонии Бетховена: прозрения в век двадцатый

 

Лавелина Жанна Алийевна

кандидат искусствоведения, доцент, и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Брамс и Бетховен: о преодолении стилистического влияния

 

Шитин Олег Евгеньевич

профессор Университета Кемён (Тэгу, Южная Корея)

О работе над интерпретацией сонат Л. Бетховена в фортепианном классе Колледжа искусств Университета Кемён в г. Тэгу (Республика Корея)

 

Одной из широко празднуемых юбилейных дат нынешнего года стало 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена. Концерты и акции, выставки и проекты, симпозиумы и научные конференции позволяют поклонникам гения вновь и вновь обращаться к его наследию, постигать феномен его личности, ставшей символом единения миллионов, силы человеческого духа и вдохновения, пантеистического понимания природы.

Все возрастающий интерес к творчеству композитора связан с обнаружением в нем новых граней и возможностей, актуальных в условиях транскультурных устремлений к открытости, всеохватности, системных преобразований многих сфер человеческой деятельности, преодоления шаблонов. С другой стороны, бетховенское творчество привлекает как средоточие классических свойств искусства, концентрирование устойчивых, хотя и полных импульсов, форм академической западноевропейской традиции.

Научная конференция дает возможность продолжить изучение сочинений Бетховена, написанных во всех существовавших в его время жанрах, поразмышлять о судьбе европейского симфонизма, в которой великий классик сыграл одну из ключевых ролей, оказав мощное влияние на последующие поколения композиторов, обсудить художественную панораму эпохи великого венца.

Для рассмотрения на конференции предлагается круг вопросов, связанный с изучением наследия великого классика, различными формами рефлексии его творчества композиторами-романтиками и мастерами XX-XXI вв., в т.ч. Бетховен и его время, Бетховен и романтики: общность и различия; бетховенский след в современной академической и массовой  музыке и др.

К участию в конференции приглашаются преподаватели, студенты, аспиранты, докторанты (соискатели) музыкальных и художественных вузов, музыковеды, композиторы, исполнители, сотрудники научно-исследовательских институтов.

Избранные статьи будут опубликованы в научном журнале Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки» (JOURNAL OF MUSICAL SCIENCE), входящем в Перечень ВАК. Оргкомитет оставляет за собой право отбора и рекомендации статей для публикации. Требования к оформлению статьи в журнале размещены на сайте журнала «Вестник музыкальной науки»: раздел Авторам — Требования к оформлению материалов.

Регламент выступления с докладом: не более 20 минут. Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 26 ноября 2020 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории https://www.nsglinka.ru/konferencii/

Возможны выступления в формате видео-докладов.

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается. Конференция состоится в очном или онлайн-формате (в зависимости от предписаний, действующих на момент проведения мероприятия). В обоих случаях предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи. В случае проведения мероприятия в онлайн-формате все участники (выступающие и слушатели) получат на адрес электронной почты ссылку-приглашение на платформу видеоконференцсвязи и инструкцию по пользованию системой не менее, чем за сутки до начала мероприятия.

Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).

Оргкомитет конференции и контактная информация:

Антипова Юлия Владимировна – и. о. проректора по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент (383) 222-45-72; e-mail: antikostin@mail.ru; 8-913-953-2910;

Карелина Екатерина Константиновна – доктор искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения;

Светлова Ольга Александровна – заведующая кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент.

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru, «Наука»: «Конференции».

С уважением, оргкомитет конференции.

Поделиться: