МАЛЬЦЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

кандидат искусствоведения;

старший преподаватель кафедры истории музыки.

Общие сведения:

В 2005 г. окончила отделение теории музыки Барнаульского музыкального училища, в 2011 г. – теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории (класс кандидата искусствоведения, доцента Е. В. Панкиной). В период с 2011 по 2014 гг. обучалась в аспирантуре Новосибирской консерватории по кафедре истории музыки (научный руководитель Е. В. Панкина). В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века)».

С 2011 г. – заведующая учебной частью, с 2015 по 2018 гг. – начальник Учебно-методического управления; с 2013 г. – преподаватель (с 2015 г. – старший преподаватель) кафедры истории музыки Новосибирской консерватории.

В апреле — мае 2018 г. прошла научную стажировку по программе Немецкой службы академических обменов (DAAD) в Высшей школе музыки Фрайбурга-им-Брайсгау, работала над проектом «Das Phänomen musikalischer Figurenkataloge im Barock» («Феномен каталогов музыкальных фигур в эпоху Барокко») под руководством профессора, доктора Янины Классен (Prof. Dr. Janina Klassen). См.: Jahrbuch der Hochschule für Musik Freiburg 2017/18, S. 46-48

Педагогическая деятельность

Преподаваемые дисциплины: «Организационные основы высшей школы», «Введение в специальность», авторский курс «Основы музыкальной риторики», «Специальный класс», «Научно-исследовательская работа», «Актуальные проблемы музыкальной педагогики», раздел курса «История зарубежной музыки». Руководит курсовыми и дипломными работами.

Сфера научных интересов

В сферу научных интересов А. А. Мальцевой входят проблемы соотношения слова и музыки, вербальная и музыкальная риторика, музыкальная поэтика эпохи Барокко, немецкая церковная музыка XVII-XVIII веков. Диссертация посвящена изучению принципов организации теории музыкально-риторических фигур и ее функционирования в музыкальной практике XVII века; в работе представлены обоснование и апробация методологии анализа фигур в немецкой барочной музыке.

Основные публикации: 

Книги, брошюры, учебные пособия и программы 

Монография «Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века)» (2014).

Научные статьи

  1. К методологии музыкально-риторического анализа // Музыка и время. – 2011. – № 1. – С. 10–12.
  2. Магнификат в творчестве лютеранских композиторов XVI — начала XXI веков // Сборник научных трудов SWorld: материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2012» – Одесса : Куприенко, 2012. – Вып. 1. – Т. 24. – С. 55–56.
  3. Риторические особенности Немецкого Магнификата Генриха Шютца // Культура и искусство Германии: материалы международной научной Интернет-конфереции 19 окт.–2 нояб. 2012 г. – Тамбов : Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2013. – С. 12–17.
  4. Музыкально-риторические вариации в цикле Магнификатов ландграфа Морица Гессенского // Проблемы музыкальной науки. – 2013. – № 1 (12). – С. 221–225.
  5. Священное писание в лютеранской музыкально-риторической культуре (на материале лютеранских магнификатов XVII века) // Научное мнение. – 2013. – № 9. – С. 105–111.
  6. Панкина, Е. В., Мальцева, А. А. Риторическая организация молитвы Магнификат и некоторые особенности становления немецкого языка // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: материалы XI международной заочной научно-практической конференции (30 апр. 2013 г.). – М. : Международный центр науки и образования, 2013. – С. 157–168.
  7. Зарождение теории музыкальной риторики: Иоахим Бурмейстер и тенденции образования в Германии XVI столетия // Вестник музыкальной науки. – 2014. №4 (6) – С. 55-63.
  8. Мальцева А. А., Панкина Е. В., Санникова Н. В., Светлова О. А. Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. – 2015. №1 (7) – С.64-69.
  9. К вопросу о генезисе музыкальной риторики // Культура и искусство Германии: сб. ст. по материалам Восьмой междунар. науч. Интернет-конференции 20 окт. – 30 нояб. 2015 г. / отв. ред. О. В. Немкова, ред. О. В. Генебарт. – Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2016. – С. 7-12.
  10. Магнификаты И. С. Баха и его сыновей в контексте традиций немецкой музыкальной риторики // Научный вестник Московской консерватории. – 2016. – №1(24). – С. 164-177.
  11. Интеграция методики Карла Орфа и синестезийного подхода в процессе раннего музыкального воспитания // Музыкальная синестетика: история, теория, практика. Сборник научных статей. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. – С. 207-212.
  12. Музыкально-экзегетический подход в контексте музыкальной риторики немецкого барокко / Musikalisch-exegetisches Verfahren im Kontext der musikalischen Rhetorik des deutschen Barockstils // И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко. J.  S. Bach und die musikalische Praxis des deutschen Barock. – М.: РИО МГК, 2016. – С. 92-110.
  13. Пер. с нем.: Haustein Ch. Die Textgrundlage der Cantiones sacrae (1625) von Heinrich Schütz. Eine Problemanzeige / Хауштайн Х. Текстовые основы Cantiones sacrae (1625) Генриха Шютца. К постановке проблемы //  Вестник музыкальной науки. – 2015. №1 (7) – С.11-16.
  14. Мальцева А. А., Шиндин Б. А. Об изучении музыки Возрождения и Барокко в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. – 2017. №1 (15) – С. 87-95.

Отзывы на научные работы

  1. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Жданова В. А. «Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века». – Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2015.
  2. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Хановой А. Н. «Оратории К. Ф. Э. Баха в контексте развития жанра». – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2017.

Отзывы на авторефераты диссертаций

  1. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Ланцевой А. М. «Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала». – Московский государственный институт международных отношений, 2017.
  2. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Юровской О.Л. «Духовные стихи в песенной традиции калужских и пензенских переселенцев Челябинской области». – Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, 2017.


Руководство дипломными работами по специальности «Музыковедение»

Есембаева И. Г. Жанр кантаты в творчестве И. Ф. Кригера. 2017 г.

Контактный e-mail: aamaltseva@mail.ru