МАЛЬЦЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

кандидат искусствоведения (2013);

доцент (2023);

доцент кафедры истории музыки;

доцент кафедры теории музыки и композиции;

член Общества теории музыки.

 

Общие сведения:

В 2005 г. окончила отделение теории музыки Барнаульского музыкального училища, в 2011 г. – теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории (класс кандидата искусствоведения, доцента Е. В. Панкиной). В 2014 г. окончила аспирантуру Новосибирской консерватории по кафедре истории музыки с присвоением дополнительной квалификации: «Преподаватель высшей школы». В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века)» (научный руководитель Е. В. Панкина).

С 2011 г. – заведующая учебной частью, с 2015 по 2018 гг. – начальник Учебно-методического управления; с 2013 г. – преподаватель (с 2015 г. – старший преподаватель, с 2020 г. — и.о. доцента) кафедры истории музыки Новосибирской консерватории.

В апреле — мае 2018 г. прошла научную стажировку по программе Немецкой службы академических обменов (DAAD) в Высшей школе музыки Фрайбурга-им-Брайсгау, работала над проектом «Das Phänomen musikalischer Figurenkataloge im Barock» («Феномен каталогов музыкальных фигур в эпоху Барокко») под руководством профессора, доктора Янины Классен (Prof. Dr. Janina Klassen). См.: Jahrbuch der Hochschule für Musik Freiburg 2017/18, S. 46-48

2019 г. – международный сертификат Гёте-Института (Goethe-Institut) пятого уровня владения немецким языком (Goethe-Zertifikat C1) по шестиуровневой шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком.

В феврале – марте 2020 г. при поддержке Фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung) работала над проектом «Untersuchung der Notenbeispiele musikalisch-rhetorischer Figuren in ausgewählten Musiktraktaten des Barock» («Исследование нотных примеров музыкально-риторических фигур в избранных трактатах о музыке эпохи Барокко») в Мюнхене и Фрайбурге-им-Брайсгау.

 

Сведения о повышении квалификации

  1. «Полифоническая композиция в немецкой музыке XV – XVI веков». Программа повышения квалификации.
    ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2022
  1. «Вселадовые циклы в западноевропейском многоголосии второй половины XVI-XVII веков». Программа повышения квалификации.
    ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2022
  1. «Теория и история музыки». Программа повышения квалификации.
    ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2021
  1. «Информационно-коммуникационные технологии в музыкальной деятельности». Программа повышения квалификации.
    ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2021

 

Педагогическая деятельность

Преподаваемые дисциплины: «История зарубежной музыки», «Организационные основы высшей школы», «Полифония», «Современная музыкальная жизнь», «Специальный класс», «Научно-исследовательская работа», «Актуальные проблемы музыкальной педагогики». Руководит курсовыми и дипломными работами.

Ранее преподаваемые дисциплины: «Введение в специальность», авторский курс «Основы музыкальной риторики».

 

Сфера научных интересов

В сферу научных интересов А. А. Мальцевой входят история зарубежной музыки, история музыкальной теории позднего Возрождения и Барокко, проблемы терминологии и методологии анализа музыки XVII-XVIII веков, учения о музыкальных фигурах (Figurenlehren), историография музыкальной риторики, западноевропейская духовная музыка.

Researcher ID: AAE-6349-2022

Orcid ID: 0000-0001-9265-1975

РИНЦ ID: 5002-5216

 

Основные публикации: 

Книги, учебные пособия

  1. Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века): монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. 324 с.
  2. Композитор-священник Лоренцо Перози: учеб. пособие. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2022. – 55 с.
  3. Мальцева А. А., Нестерова О. Б. Иоганн Готлиб Науман и его камерно-вокальное творчество: учеб. пособие. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2023. – 51 с.

Научные статьи

Web of Science / Scopus

  1. Современная музыкально-риторическая  аналитика:  некоторые  наблюдения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2020. – № 40. – С. 146–155.  (https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-muzykalno-ritoricheskaya-analitika-nekotorye-nablyudeniya)
  2. Источники Figurenlehren эпохи барокко в немецкоязычном музыкознании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2023. – № 1. – С. 40–61.

ВАК

  1. К методологии музыкально-риторического анализа // Музыка и время. – 2011. – № 1. – С. 10–12.
  2. Музыкально-риторические вариации в цикле Магнификатов ландграфа Морица Гессенского // Проблемы музыкальной науки. – 2013. – № 1 (12). – С. 221–225.
  3. Священное писание в лютеранской музыкально-риторической культуре (на материале лютеранских магнификатов XVII века) // Научное мнение. – 2013. – № 9. – С. 105–111.
  4. Магнификаты И. С. Баха и его сыновей в контексте традиций немецкой музыкальной риторики // Научный вестник Московской консерватории. – 2016. – №1(24). – С. 164–177.
  5. К вопросу о перечнях фигур в музыкально–теоретических трудах эпохи барокко // Научный вестник Московской консерватории. – 2018. – №4 (35). – С. 133–145. (https://nv.mosconsv.ru/issue/).
  6. Арнольд Шеринг и музыкальная риторика эпохи Барокко // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 1 (23) – С. 13–19.
  7. Мальцева А. А., Полонова А. В. Переводная исследовательская литература о музыке Барокко в отечественном музыкознании // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 2 (24) – С. 24–32.
  8. Музыкально-риторические фигуры в наследии эпохи романтизма: дискуссии о методологии анализа // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – № 2. – С. 157–161. (https://www.gramota.net/articles/issn_2618-9690_2020_2_28.pdf)
  9. Мальцева А. А., Хоробрых Н. В. Функционирование обществ имени С.В. Рахманинова в XXI в. // Вестник музыкальной науки. – 2020.  – Т. 8. – № 1. – С. 22–30. (https://vestnik.nsglinka.ru/wp-content/uploads/2020/03/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-2020-%D0%A2.-8-%E2%84%961.pdf)
  10. Мальцева А. А., Полонова А. В. Иоахим Бурмейстер: три версии учения о музыкальнo-риторических фигурах // Вестник музыкальной науки. – 2020. – Т. 8 – № 3. – С. 14–28. (https://cyberleninka.ru/article/n/ioahim-burmeyster-tri-versii-ucheniya-o-muzykalno-ritoricheskih-figurah/viewer).
  11. Мальцева А. А., Степаненко К. Н. Музыкально-теоретическое наследие Иоганна Георга Але и вопросы музыкальной риторики // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2021. – № 2 (12). – С. 36–42.
  12. Природа и значение перечня фигур И. Г. Але в контексте музыкально-теоретических источников эпохи Барокко // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2021. – № 3 (13). – С. 53–59.
  13. Истоки музыкальных фигур, «которые надлежит знать композитору», Майнрада Шписса: конфессиональный аспект // Вестник музыкальной науки. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 37–48. https://vestnik.nsglinka.ru/uploads/pdf/2022-T10-1/037-048.pdf
  14. Риторические наименования музыкальных фигур эпохи барокко в аспекте терминологического полилингвизма // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2022. – № 3 (39). – С. 9–18. https://kazancons.ru/en/science/scientific-journal/archive.html
  15. Возникновение перечня фигур Майнрада Шписса в музыкально-научном контексте эпохи // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2022. – № 4. – С. 53–64. https://uz.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2022/04/53-64.pdf
  16. О возникновении термина «музыкально-риторическая фигура» // Университетский научный журнал. – 2022. – № 71. – С. 50–54.
  17. Figurenlehre и «больше, чем Figurenlehre» в аналитике музыкальных фигур эпохи барокко // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – 2023. – № 33. – С. 20–34.
  18. Музыкальные фигуры в трактате М. Фeйертага: пересечение исполнительской и композиторской практик в эпоху Барокко // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2023. – № 2. – С. 33–43.
  19. Музыкальные фигуры Иоганна Нуция и их генезис // Вестник музыкальной науки. – 2023. – Т. 11, № 3. – С. 47–59.
  20. Принцип imitatio auctorum в контексте исследования музыкальных фигур в трудах эпохи барокко // Университетский научный журнал. – 2023. – № 76. – С. 90–95.

Переводы научных статей с немецкого языка

  1. Хауштайн Х. Текстовые основы Cantiones sacrae (1625) Генриха Шютца. К постановке проблемы //  Вестник музыкальной науки. – 2015. №1 (7) – С.11–16.
  2. Шеринг А. Учение о музыкально-риторических фигурах // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 1 (23) – С. 20–26.
  3. Бюзинг О. Модест Мусоргский, указывающий путь в XX век // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 3 (25) – С. 18–32.
  4. Бюзинг О. Перотин Великий и Модест Мусоргский – необычное сопоставление // Вестник музыкальной науки. – 2021. – Т. 9. – № 2. – С. 72–90.
  5. Хайнеман М. Типы звучаний в старинной музыке. Наблюдения о произведениях Генриха Шютца // Вестник музыкальной науки. – 2023. – Т. 11, № 3. – С. 5–30. (перевод совместно с Е. Смыкой).
  6. Бюзинг О. Планировал ли Иоганн Себастьян Бах последнюю фугу из «Искусства фуги» BWV 1080 как четверную фугу? // Вестник музыкальной науки. – 2023. – Т. 11, № 3. – С. 74–90.

Другие публикации

  1. Магнификат в творчестве лютеранских композиторов XVI — начала XXI веков // Сборник научных трудов SWorld: материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2012» – Одесса : Куприенко, 2012. – Вып. 1. – Т. 24. – С. 55–56.
  2. Риторические особенности Немецкого Магнификата Генриха Шютца // Культура и искусство Германии: материалы международной научной Интернет-конфереции 19 окт.–2 нояб. 2012 г. – Тамбов : Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2013. – С. 12–17.
  3. Панкина, Е. В., Мальцева, А. А. Риторическая организация молитвы Магнификат и некоторые особенности становления немецкого языка // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: материалы XI международной заочной научно-практической конференции (30 апр. 2013 г.). – М. : Международный центр науки и образования, 2013. – С. 157–168.
  4. Зарождение теории музыкальной риторики: Иоахим Бурмейстер и тенденции образования в Германии XVI столетия // Вестник музыкальной науки. – 2014. №4 (6) – С. 55–63.
  5. Мальцева А. А., Панкина Е. В., Санникова Н. В., Светлова О. А. Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. – 2015. №1 (7) – С.64–69.
  6. К вопросу о генезисе музыкальной риторики // Культура и искусство Германии: сб. ст. по материалам Восьмой междунар. науч. Интернет-конференции 20 окт. – 30 нояб. 2015 г. / отв. ред. О. В. Немкова, ред. О. В. Генебарт. – Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2016. – С. 7–12.
  7. Интеграция методики Карла Орфа и синестезийного подхода в процессе раннего музыкального воспитания // Музыкальная синестетика: история, теория, практика. Сборник научных статей. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. – С. 207–212.
  8. Музыкально-экзегетический подход в контексте музыкальной риторики немецкого барокко // И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко = J. Bach und die musikalische Praxis des deutschen Barock. – М.: РИО МГК, 2016. – С. 92–102.
  9. Musikalisch-exegetisches Verfahren im Kontext der musikalischen Rhetorik des deutschen Barockstils // И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко = J.  S. Bach und die musikalische Praxis des deutschen Barock. – М.: РИО МГК, 2016. – С. 103–110.
  10. Мальцева А. А., Шиндин Б. А. Об изучении музыки Возрождения и Барокко в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. – 2017. №1 (15) – С. 87–95.
  11. Музыкально-риторические фигуры в трактатах эпохи Барокко: вопросы терминологической преемственности и взаимовлияний / Musical-rhetorical figures in baroque music theory: issues of terminological continuity and mutual influence // Термины, понятия и категории в музыковедении: тезисы докладов Четвертого международного конгресса Общества теории музыки (2-5 октября 2019 г.) – Казань: Казанская государственная консерватория. – С. 65–66, 159–160.
  12. Мальцева А. А., Есембаева И. Г. Кантатное наследие Иоганна Филиппа Кригера // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2019. – № 3 (5) – С. 46–51.
  13. Развитие баховедения в Новосибирской консерватории // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории: Сб. материалов науч. конф. (18 сент. 2019 г.). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2020. – С. 123–133.
  14. Die Rezeption der Terminologie im Diskurs über musikalische Rhetorik des Barock // Алманах [Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров»]. – 2020. – Година 11–12. – C. 197–206.
  15. Рецепция на терминологията в дискурса за бароковата музикална риторика // Алманах [Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров»]. – 2020. – Година 11–12. – C. 207–216.
  16. How Do Musical-Rhetorical Figures Sound? On Reconstruction of a Sounding Image of Some Baroque Theoretic Texts // Десятый Европейский конгресс по музыкальному анализу: Тезисы докладов = Tenth European Music Analysis Conference: Abstracts / ред.-сост.: К. В. Зенкин и др. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021. C. 408–409. (https://euromac.mosconsv.ru/sites/default/files/EuroMAC10%20Booklet.pdf)
  17. «…Die ein Componist wissen soll»: музыкальные фигуры Майнрада Шписса и их истоки // Техника музыкальной композиции. музыкальная композиция: исторические метаморфозы (Тезисы IV Международной научной конференции). – М.: РАМ имени Гнесиных, 2021. – С. 74–75.
  18. Музыкально-риторические фигуры в трудах эпохи барокко: вопросы терминологической преемственности // Термины, понятия и  категории в  музыковедении (Материалы IV Международного конгресса Общества теории музыки. Казань, 2–5 октября 2019 года). –Казань: Казанская государственная консерватория, Московская государственная консерватория, 2021. – С. 332–347.
  19. Полилингвизм музыкально-риторической терминологии: к постановке проблемы // Текст, музыка, перевод : материалы Международной научной конференции, 16–17 мая 2022 года, Санкт-Петербург / под. ред. А. В. Бояркиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. – С. 1725.

    Отзывы на научные работы

    1. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Жданова В. А. «Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века». – Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2015.
    2. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Хановой А. Н. «Оратории К. Ф. Э. Баха в контексте развития жанра». – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2017.
    3. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Мерзлова А. Н. «Композиторское творчество С. В. Рахманинова в его связях с русским символизмом и модерном». – Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, 2021.
    4. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Яковенко Ю. Ю.«Бенедетто Марчелло. Личность и творчество». – Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023.

    Отзывы на авторефераты диссертаций

    1. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Ланцевой А. М. «Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала». – Московский государственный институт международных отношений, 2017.
    2. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Юровской О.Л. «Духовные стихи в песенной традиции калужских и пензенских переселенцев Челябинской области». – Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, 2017.
    3. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Зайцевой Л. А. «Французская органная месса на cantus firmus “Cunctipotens Genitor Deus” (от П. Аттеньяна к Н. де Гриньи)». – Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, 2020.


    Руководство дипломными работами по специальности «Музыковедение»

    Есембаева И. Г. Жанр кантаты в творчестве И. Ф. Кригера. 2017 г.
    Нестерова О. Б. Камерно-вокальное творчество И. Г. Науманна. 2019 г.
    Полонова А. В. Музыкально-риторические фигуры И. Бурмейстера в мотете О. ди Лассо In me transierunt: история аналитических опытов. 2022 г.
    Хоробрых Н. В. Инструментальные концерты М. Таривердиева 1980–1990-х годов. 2022 г.
    Степаненко К. Н. Сольные мотеты Изабеллы Леонарды (на материале собрания мотетов ор. 6). 2023 г.
    Цильке Д. С. Сборники клавесинных пьес во Франции XVII-XVIII вв.: периодизация, издания и структура. 2023 г.


    Контактный e-mail: aamaltseva@mail.ru