МАЛЬЦЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

кандидат искусствоведения;

доцент кафедры истории музыки;

член Общества теории музыки.

Общие сведения:

В 2005 г. окончила отделение теории музыки Барнаульского музыкального училища, в 2011 г. – теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории (класс кандидата искусствоведения, доцента Е. В. Панкиной). В 2014 г. окончила аспирантуру Новосибирской консерватории по кафедре истории музыки с присвоением дополнительной квалификации: «Преподаватель высшей школы». В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века)» (научный руководитель Е. В. Панкина).

С 2011 г. – заведующая учебной частью, с 2015 по 2018 гг. – начальник Учебно-методического управления; с 2013 г. – преподаватель (с 2015 г. – старший преподаватель, с 2020 г. — и.о. доцента) кафедры истории музыки Новосибирской консерватории.

В апреле — мае 2018 г. прошла научную стажировку по программе Немецкой службы академических обменов (DAAD) в Высшей школе музыки Фрайбурга-им-Брайсгау, работала над проектом «Das Phänomen musikalischer Figurenkataloge im Barock» («Феномен каталогов музыкальных фигур в эпоху Барокко») под руководством профессора, доктора Янины Классен (Prof. Dr. Janina Klassen). См.: Jahrbuch der Hochschule für Musik Freiburg 2017/18, S. 46-48

2019 г. – международный сертификат Гёте-Института (Goethe-Institut) пятого уровня владения немецким языком (Goethe-Zertifikat C1) по шестиуровневой шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком.

В феврале – марте 2020 г. при поддержке Фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung) работала над проектом «Untersuchung der Notenbeispiele musikalisch-rhetorischer Figuren in ausgewählten Musiktraktaten des Barock» («Исследование нотных примеров музыкально-риторических фигур в избранных трактатах о музыке эпохи Барокко») в Мюнхене и Фрайбурге-им-Брайсгау.

Педагогическая деятельность

Преподаваемые дисциплины: «История зарубежной музыки», «Организационные основы высшей школы», «Современная музыкальная жизнь», «Специальный класс», «Научно-исследовательская работа», «Актуальные проблемы музыкальной педагогики». Руководит курсовыми и дипломными работами.

Ранее преподаваемые дисциплины: «Введение в специальность», авторский курс «Основы музыкальной риторики».

Сфера научных интересов

В сферу научных интересов А. А. Мальцевой входят история зарубежной музыки, история музыкальной теории позднего Возрождения и Барокко, проблемы терминологии и методологии анализа музыки XVII-XVIII веков, учения о музыкальных фигурах (Figurenlehren), историография музыкальной риторики, западноевропейская духовная музыка.

Основные публикации: 

Книги, брошюры, учебные пособия и программы 

Монография «Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века)» (2014).

Научные статьи

  1. К методологии музыкально-риторического анализа // Музыка и время. – 2011. – № 1. – С. 10–12.
  2. Магнификат в творчестве лютеранских композиторов XVI — начала XXI веков // Сборник научных трудов SWorld: материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2012» – Одесса : Куприенко, 2012. – Вып. 1. – Т. 24. – С. 55–56.
  3. Риторические особенности Немецкого Магнификата Генриха Шютца // Культура и искусство Германии: материалы международной научной Интернет-конфереции 19 окт.–2 нояб. 2012 г. – Тамбов : Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2013. – С. 12–17.
  4. Музыкально-риторические вариации в цикле Магнификатов ландграфа Морица Гессенского // Проблемы музыкальной науки. – 2013. – № 1 (12). – С. 221–225.
  5. Священное писание в лютеранской музыкально-риторической культуре (на материале лютеранских магнификатов XVII века) // Научное мнение. – 2013. – № 9. – С. 105–111.
  6. Панкина, Е. В., Мальцева, А. А. Риторическая организация молитвы Магнификат и некоторые особенности становления немецкого языка // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: материалы XI международной заочной научно-практической конференции (30 апр. 2013 г.). – М. : Международный центр науки и образования, 2013. – С. 157–168.
  7. Зарождение теории музыкальной риторики: Иоахим Бурмейстер и тенденции образования в Германии XVI столетия // Вестник музыкальной науки. – 2014. №4 (6) – С. 55-63.
  8. Мальцева А. А., Панкина Е. В., Санникова Н. В., Светлова О. А. Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. – 2015. №1 (7) – С.64-69.
  9. К вопросу о генезисе музыкальной риторики // Культура и искусство Германии: сб. ст. по материалам Восьмой междунар. науч. Интернет-конференции 20 окт. – 30 нояб. 2015 г. / отв. ред. О. В. Немкова, ред. О. В. Генебарт. – Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2016. – С. 7-12.
  10. Магнификаты И. С. Баха и его сыновей в контексте традиций немецкой музыкальной риторики // Научный вестник Московской консерватории. – 2016. – №1(24). – С. 164-177.
  11. Интеграция методики Карла Орфа и синестезийного подхода в процессе раннего музыкального воспитания // Музыкальная синестетика: история, теория, практика. Сборник научных статей. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. – С. 207-212.
  12. Музыкально-экзегетический подход в контексте музыкальной риторики немецкого барокко / Musikalisch-exegetisches Verfahren im Kontext der musikalischen Rhetorik des deutschen Barockstils // И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко. J.  S. Bach und die musikalische Praxis des deutschen Barock. – М.: РИО МГК, 2016. – С. 92-110.
  13. Пер. с нем.: Haustein Ch. Die Textgrundlage der Cantiones sacrae (1625) von Heinrich Schütz. Eine Problemanzeige / Хауштайн Х. Текстовые основы Cantiones sacrae (1625) Генриха Шютца. К постановке проблемы //  Вестник музыкальной науки. – 2015. №1 (7) – С.11-16.
  14. Мальцева А. А., Шиндин Б. А. Об изучении музыки Возрождения и Барокко в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. – 2017. №1 (15) – С. 87-95.
  15. К вопросу о перечнях фигур в музыкально–теоретических трудах эпохи барокко // Научный вестник Московской консерватории. – 2018. – №4 (35). – С. 133-145. (http://nv.mosconsv.ru/issue/).
  16. Арнольд Шеринг и музыкальная риторика эпохи Барокко // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 1 (23) – С. 13-19.
  17. Пер. с нем.: Шеринг А. Учение о музыкально-риторических фигурах // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 1 (23) – С. 20-26.
  18. Мальцева А. А., Полонова А. В. Переводная исследовательская литература о музыке Барокко в отечественном музыкознании // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 2 (24) – С. 24-32.
  19. Музыкально-риторические фигуры в трактатах эпохи Барокко: вопросы терминологической преемственности и взаимовлияний / Musical-rhetorical figures in baroque music theory: issues of terminological continuity and mutual influence // Термины, понятия и категории в музыковедении: тезисы докладов Четвертого международного конгресса Общества теории музыки (2-5 октября 2019 г.) – Казань: Казанская государственная консерватория. – С. 65-66, 159-160.
  20. Мальцева А. А., Есембаева И. Г. Кантатное наследие Иоганна Филиппа Кригера // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2019. – № 3 (5) – С. 46-51.
  21. Пер. с нем.: Büsing O. Modest Musorgskij als Wegweiser in das XX. Jahrhundert / Бюзинг О. Модест Мусоргский, указывающий путь в XX век // Вестник музыкальной науки. – 2019. – № 3 (25) – С. 18-32.
  22. Музыкально-риторические фигуры в наследии эпохи романтизма: дискуссии о методологии анализа // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – № 2. – С. 157-161. (https://www.gramota.net/articles/issn_2618-9690_2020_2_28.pdf)
  23. Мальцева А. А., Хоробрых Н. В. Функционирование обществ имени С.В. Рахманинова в XXI в. // Вестник музыкальной науки. – 2020.  – Т. 8. – № 1. – С. 22-30. (http://vestnik.nsglinka.ru/wp-content/uploads/2020/03/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-2020-%D0%A2.-8-%E2%84%961.pdf)
  24. Развитие баховедения в Новосибирской консерватории // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории: Сб. материалов науч. конф. (18 сент. 2019 г.). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2020. – С. 123-133.
  25. Мальцева А. А., Полонова А. В. Иоахим Бурмейстер: три версии учения о музыкальнo-риторических фигурах // Вестник музыкальной науки. – 2020. – Т. 8 – № 3. – С. 14-28. (https://cyberleninka.ru/article/n/ioahim-burmeyster-tri-versii-ucheniya-o-muzykalno-ritoricheskih-figurah/viewer).
  26. Современная музыкально-риторическая  аналитика:  некоторые  наблюдения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2020. – № 40. – С. 146-155.
  27. Die Rezeption der Terminologie im Diskurs über musikalische Rhetorik des Barock / Рецепция на терминологията в дискурса за бароковата музикална риторика // Алманах [Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров»]. – 2020. – Година 11–12. – C. 197-206, 207-216.
  28. Пер. с нем.: Büsing O. Perotinus Magnus and Modest Musorgskij – an unusual comparison / Бюзинг О. Перотин Великий и Модест Мусоргский – необычное сопоставление // Вестник музыкальной науки. – 2021. – Т. 9. – № 2. – С. 72-90.
  29. Мальцева А. А., Степаненко К. Н. Музыкально-теоретическое наследие Иоганна Георга Але и вопросы музыкальной риторики // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2021. – № 2 (12). – С. 36-42.

Отзывы на научные работы

  1. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Жданова В. А. «Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века». – Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2015.
  2. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Хановой А. Н. «Оратории К. Ф. Э. Баха в контексте развития жанра». – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2017.

Отзывы на авторефераты диссертаций

  1. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Ланцевой А. М. «Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала». – Московский государственный институт международных отношений, 2017.
  2. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Юровской О.Л. «Духовные стихи в песенной традиции калужских и пензенских переселенцев Челябинской области». – Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, 2017.
  3. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Зайцевой Л. А. «Французская органная месса на cantus firmus “Cunctipotens Genitor Deus” (от П. Аттеньяна к Н. де Гриньи)». – Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, 2020.


Руководство дипломными работами по специальности «Музыковедение»

Есембаева И. Г. Жанр кантаты в творчестве И. Ф. Кригера. 2017 г.
Нестерова О. Б. Камерно-вокальное творчество И. Г. Науманна. 2019 г.

Контактный e-mail: aamaltseva@mail.ru