ЛАВЕЛИНА ЖАННА АЛИЙЕВНА

кандидат искусствоведения (2005);

доцент (2010);

доцент кафедры теории музыки и композиции.

 

Общие сведения 

Окончила теоретико-композиторский факультет по специальности «Музыковедение» (2000) и аспирантуру Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. В 2005 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов И. Брамса» (научный руководитель – канд. иск., доцент К. М. Курленя). В 2014 – 2018 гг. заведовала кафедрой теории музыки Новосибирской консерватории. Освоила три программы профессиональной переподготовки: «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «Специалист в области государственного и муниципального управления» (ЧОУ ДПО «СКИДО», 2020); «Административно-государственное управление», защитив аттестационную работу «Организация кадрового обеспечения учреждений культуры (на примере Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки)» (РАНХиГС, 2021); «Психолого-педагогическое образование» (НГПУ, 2022).

Награждена:

Благодарностью Губернатора Новосибирской области (2011);

Почетной грамотой Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области (2015);

Почетной грамотой Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска (2016);

Благодарностью министра культуры Республики Тыва (2018);

Благодарственным письмом министра культуры Алтайского края (2019);

Благодарностью министра культуры Республики Крым (2019);

Благодарственным письмом администрации г. Прокопьевска (2020);

Премией «Академина» в номинации «Ректор ВУЗа» (2020);

Почетной грамотой Губернатора Новосибирской области (2021).

Педагогическая деятельность 

Началась в ДМШ № 5 г. Новосибирска в 1999 г. В НГК им. М. И. Глинки на кафедре теории музыки преподает с 2002 г. С 2013 по 2018 гг. работу в вузе совмещала с педагогической деятельностью в ДМШ № 6 г. Новосибирска. Преподаваемые дисциплины: «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Общее фортепиано», «Современное интонирование», «Анализ музыкальных произведений», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «Методология современного музыкознания», «Специальный класс» (научное руководство дипломными работами музыковедов), «Основы государственной культурной политики Российской Федерации». Среди учеников – победители региональных конкурсов и олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам, участники всероссийских и международных научных конференций.

Научно-методическая деятельность 

Сфера научных интересов связана с вопросами жанров, формообразования, особенностями музыкального языка композиторов XIX–XXI вв. Ж. А. Лавелина — автор монографии  «Инструментальные квартеты Иоганнеса Брамса. Контекст, драматургия, композиция», более двадцати научных и методических работ. Является организатором, разработчиком, членом, председателем жюри региональных и всероссийских музыкально-теоретических олимпиад, международных конференций, фестивалей, конкурсов. Председатель предметной экзаменационной комиссии на вступительных испытаниях в НГК. Рецензент научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки».

Основные публикации

Учебные пособия и программы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Сольфеджио» по специальности 070101 Инструментальное исполнительство, квалификации бакалавра музыкального искусства (учебная программа). — Новосибирск, 2009.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анализ музыкальных произведений» по специальности 070101 Инструментальное исполнительство, квалификации бакалавра музыкального искусства (учебная программа). — Новосибирск, 2009.
  3. Элементарная теория музыки / Рабочая тетрадь для студентов подготовительных курсов вокального факультета: в 2-х частях (учебное пособие). — Новосибирск, 2010.

 

Научные статьи, тезисы:

  1. А. фон Эрман. «Ужасный» Брамс (перевод и комментарии) // Сибирский музыкальный альманах, 2000. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2001. — С. 132 – 141, (в соавт. с К. М. Курленей).
  2. К оценке личности и творчества И. Брамса в музыкознании ХХ века // Взгляд в ХХ век: из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалы II регион. научно-практ. конф. 25 – 27 марта 2002 г. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — С. 84 – 90.
  3. История создания и особенности тематизма в струнных квартетах И. Брамса // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. — Челябинск, 2003. — С. 56 – 60.
  4. Интертекстуальные взаимодействия в инструментальных квартетах И. Брамса // Материалы межвуз. научной конф. — Новосибирск, 2003. — С. 47 – 49.
  5. Музыкальная политология в работе М. Нотли: к вопросу о малоисследованных аспектах творчества Брамса и Брукнера // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. — Челябинск, 2003. — С. 61 – 74.
  6. Особенности тематизма и формообразования в фортепианном квартете ор. 25 И. Брамса // Вопросы музыкознания и музыкального образования: сб. статей. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. — С. 60 – 73.
  7. Альбрехт Дюмлинг. Почему Шенберг считал Брамса прогрессивным? (перевод и комментарии) // Сибирский музыкальный альманах, 2004. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2007. — С. 151 – 166.
  8. Особенности лирического высказывания в инструментальных квартетах И. Брамса // Великие сюжеты в музыкальном искусстве и литературе: материалы научно-теоретических конференций. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2007. — С. 129 – 133.
  9. Стремился ли Иоганнес Брамс быть прогрессивным? // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. — Челябинск, 2008. — Вып. 3. — С. 81 – 88.
  10. Теория динамического контекста в вузовском обучении студентов-музыковедов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. — Кемерово: КемГУКИ, 2009. — № 8. — С. 51 – 57.
  11. Ницше: рождение идеалов из критики Брамса // Культура и искусство Германии: материалы межд. научной интернет-конф. — Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — 2010. — С. 6 – 10.
  12. Соллертинский о Брамсе в контексте других исследователей // Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. — С. 50 – 60.
  13. Два романтических гения с позиций современного музыкознания (к 180-летию Иоганнеса Брамса) // Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2014. — С. 136 – 147.
  14. Динамическое формообразование в кантате А. Шёнберга «Уцелевший из Варшавы» // Проблемы музыкальной науки. — 2015. № 3 (20). — С. 96 – 103.
  15. Виолончельный концерт Александра Чайковского как пример инверсии вариационной формы // Вестник музыкальной науки. — 2016.  № 3 (13). — С. 83 – 94, (в соавт. с С. Ю. Блащук).
  16. Кафедра теории музыки НГК: традиции и современность // Вестник музыкальной науки. —   2017. № 1 (15). — С. 6 – 14.
  17. Канон И. Пахельбеля в массовой музыке ХХ–ХХI веков // Вестник музыкальной науки. —   2018. № 1 (19). — С. 149 – 156.
  18. К проблеме регионального компонента в деятельности профессиональных народных коллективов // Профессиональные национальные коллективы как этнокультурный бренд России: сб. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2019. — С. 38 – 43.
  19. Изучение музыкальной культуры Республики Корея в контексте российского корееведения // Россия – Япония – КНР – Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества: сб. материалов междунар. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2020. — С. 153 – 161, (в соавт. с А. А. Бутаковой).
  20. Опыт сотрудничества Новосибирской консерватории с учебными заведениями Южной Кореи (2010-е годы) в свете развития российско-корейских культурных связей // Россия – Япония – КНР – Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества: сб. материалов междунар. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2020. — С. 174 – 184.