ЛАВЕЛИНА ЖАННА АЛИЙЕВНА

Лавелина

и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

кандидат искусствоведения (2005);

доцент (2010);

заведующая кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки
(с 2015 г.).

Общие сведения 

Лавелина Жанна Алийевна окончила теоретико-композиторский факультет (2000) и аспирантуру (2003) Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки  по классу доктора искусствоведения, профессора К.М. Курлени. Тема диссертации – «Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов И. Брамса».

Педагогическая деятельность 

В НГК на кафедре теории музыки работает с 2002 года. Преподаваемые дисциплины в настоящее время и в предыдущие учебные годы: «Сольфеджио», «Современное интонирование», «Музыкальная форма», «Анализ музыкальных произведений», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «Методология музыкознания», «Специальный класс».

Сфера научных интересов 

Научно-исследовательская деятельность связана с вопросами жанров, формообразования, особенностями музыкального языка композиторов XIX – XXI вв. 

Основные публикации

Книги, брошюры, учебные пособия и программы

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Сольфеджио» по специальности 070101 Инструментальное исполнительство, квалификации бакалавра музыкального искусства (учебная программа). – Новосибирск, 2009.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анализ музыкальных произведений» по специальности 070101 Инструментальное исполнительство, квалификации бакалавра музыкального искусства (учебная программа). – Новосибирск, 2009.
  3. Элементарная теория музыки / Рабочая тетрадь для студентов подготовительных курсов вокального факультета: в 2-х частях (учебное пособие). – Новосибирск, 2010.
  4. Инструментальные квартеты Иоганнеса Брамса. Контекст, драматургия, композиция (монография). – Саарбрюккен, 2011.

Научные статьи

  1. А. фон Эрман. «Ужасный» Брамс (перевод и комментарии) // Сибирский музыкальный альманах, 2000. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2001. – С. 132 – 141. (в соавт. с К.М. Курленей).
  2. К оценке личности и творчества И. Брамса в музыкознании ХХ века // Взгляд в ХХ век: из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалы II регион. научно-практ. конф. 25 – 27 марта 2002 г. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 84 – 90.
  3. История создания и особенности тематизма в струнных квартетах И. Брамса // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. – Челябинск, 2003. – С. 56 – 60.
  4. Интертекстуальные взаимодействия в инструментальных квартетах И. Брамса // Материалы межвуз. научной конф. – Новосибирск, 2003. – С. 47 – 49.
  5. Музыкальная политология в работе М. Нотли: к вопросу о малоисследованных аспектах творчества Брамса и Брукнера // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. – Челябинск, 2003. – С. 61 – 74.
  6. Особенности тематизма и формообразования в фортепианном квартете ор. 25 И. Брамса // Вопросы музыкознания и музыкального образования: сб. статей. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – С. 60 –73.
  7. Альбрехт Дюмлинг. Почему Шенберг считал Брамса прогрессивным? (перевод и комментарии) // Сибирский музыкальный альманах, 2004. –Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2007. – С. 151 – 166.
  8. Особенности лирического высказывания в инструментальных квартетах И. Брамса // Великие сюжеты в музыкальном искусстве и литературе: материалы научно-теоретических конференций. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2007. – С. 129 – 133.
  9. Стремился ли Иоганнес Брамс быть прогрессивным? // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Вып. 3. – С. 81 – 88.
  10. Теория динамического контекста в вузовском обучении студентов- музыковедов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – Кемерово: КемГУКИ, 2009. – № 8. – С. 51 – 57.
  11. Ницше: рождение идеалов из критики Брамса // Культура и искусство Германии: материалы межд. научной интернет-конф. – Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – 2010. – С. 6 – 10.
  12. Соллертинский о Брамсе в контексте других исследователей // Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. – С. 50 – 60.
  13. Два романтических гения с позиций современного музыкознания (к 180-летию Иоганнеса Брамса) // Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2014. – С. 136 – 147.
  14. Динамическое формообразование в кантате А. Шёнберга «Уцелевший из Варшавы» // Проблемы музыкальной науки. – 2015. № 3 (20). – С. 96 – 103.
  15. Виолончельный концерт Александра Чайковского как пример инверсии вариационной формы // Вестник музыкальной науки. –   № 3 (13). – С. 83 – 94. (в соавт. с С.Ю. Блащук).
  16. Кафедра теории музыки НГК: традиции и современность // Вестник музыкальной науки. –   № 1 (15). – С. 6 – 17.

Руководство научными работами

Дипломные работы по специальности «музыковедение» (специалитет)

  1. Озерова К.М. Ритуальная семантика в творчестве Вельо Тормиса. 2010.
  2. Блащук С.Ю. Жанр инструментального концерта в творчестве А.В. Чайковского (на примере Фортепианного и Виолончельного концертов). 2011.
  3. Халтурина Е.П. Багатели в музыкальном искусстве (к изучению специфики инструментальной миниатюры). 2017.

Научно-организационная деятельность

Является членом/председателем жюри региональных музыкально-теоретических конкурсов, олимпиад, конференций. Председатель предметной экзаменационной комиссии на вступительных испытаниях в НГК. Рецензент научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки». Награждена Благодарностью Губернатора Новосибирской области (2011), Почетной грамотой мэрии г. Новосибирска (2016).

Контактные телефоны:

Тел. кафедры:  8(383) 222-34-87

Контактный e-mail: lavzhann@mail.ru