ЛАВЕЛИНА ЖАННА АЛИЙЕВНА

И.о. ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (с 2018 г.)

кандидат искусствоведения (2005);

доцент (2010).

Общие сведения 

Лавелина Жанна Алийевна с отличием окончила Прокопьевское музыкальное училище (1995), теоретико-композиторский факультет (2000) и аспирантуру (2003) Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки по классу доктора искусствоведения, профессора К. М. Курлени. Тема диссертации — «Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов И. Брамса».

В 2014–2018 гг. заведовала кафедрой теории музыки НГК.

Награждена:

Благодарностью Губернатора Новосибирской области (2011);

Почетной грамотой Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области (2015);

Почетной грамотой Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска (2016);

Благодарностью министра культуры Республики Тыва (2018);

Благодарственным письмом министра культуры Алтайского края (2019);

Благодарностью министра культуры Республики Крым (2019);

Премией «Академина» в номинации «Ректор ВУЗа» (2020).

Педагогическая деятельность 

Началась в ДМШ № 5 города Новосибирска в 1999 г. В НГК на кафедре теории музыки работает с 2002 г. Преподаваемые дисциплины: «Сольфеджио», «Современное интонирование», «Музыкальная форма», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «Специальный класс». В 2013–2018 гг. совмещала работу в вузе с преподаванием в ДМШ № 6.

Научно-методическая деятельность 

Сфера научных интересов связана с вопросами жанров, формообразования, особенностями музыкального языка композиторов XIX–XXI вв. Ж. А. Лавелина — автор монографии  «Инструментальные квартеты Иоганнеса Брамса. Контекст, драматургия, композиция» и более двадцати научных и методических работ. Является организатором, членом, председателем жюри региональных и всероссийских музыкально-теоретических олимпиад, международных конференций, фестивалей, конкурсов. Председатель предметной экзаменационной комиссии на вступительных испытаниях в НГК. Рецензент научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки».

Основные публикации

Учебные пособия и программы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Сольфеджио» по специальности 070101 Инструментальное исполнительство, квалификации бакалавра музыкального искусства (учебная программа). — Новосибирск, 2009.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анализ музыкальных произведений» по специальности 070101 Инструментальное исполнительство, квалификации бакалавра музыкального искусства (учебная программа). — Новосибирск, 2009.
  3. Элементарная теория музыки / Рабочая тетрадь для студентов подготовительных курсов вокального факультета: в 2-х частях (учебное пособие). — Новосибирск, 2010.

 

Научные статьи, тезисы:

  1. А. фон Эрман. «Ужасный» Брамс (перевод и комментарии) // Сибирский музыкальный альманах, 2000. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2001. — С. 132–141. (в соавт. с К. М. Курленей)
  2. К оценке личности и творчества И. Брамса в музыкознании ХХ века // Взгляд в ХХ век: из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалы II регион. научно-практ. конф. 25–27 марта 2002 г. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — С. 84–90.
  3. История создания и особенности тематизма в струнных квартетах И. Брамса // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. — Челябинск, 2003. — С. 56–60.
  4. Интертекстуальные взаимодействия в инструментальных квартетах И. Брамса // Материалы межвуз. научной конф. — Новосибирск, 2003. — С. 47–49.
  5. Музыкальная политология в работе М. Нотли: к вопросу о малоисследованных аспектах творчества Брамса и Брукнера // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. — Челябинск, 2003. — С. 61–74.
  6. Особенности тематизма и формообразования в фортепианном квартете ор. 25 И. Брамса // Вопросы музыкознания и музыкального образования: сб. статей. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. — С. 60–73.
  7. Альбрехт Дюмлинг. Почему Шенберг считал Брамса прогрессивным? (перевод и комментарии) // Сибирский музыкальный альманах, 2004. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2007. — С. 151–166.
  8. Особенности лирического высказывания в инструментальных квартетах И. Брамса // Великие сюжеты в музыкальном искусстве и литературе: материалы научно-теоретических конференций. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2007. — С. 129–133.
  9. Стремился ли Иоганнес Брамс быть прогрессивным? // Вопросы современного музыкознания: сб. научных трудов Челябинской гос. академии культуры и искусств. — Челябинск, 2008. — Вып. 3. — С. 81–88.
  10. Теория динамического контекста в вузовском обучении студентов-музыковедов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. — Кемерово: КемГУКИ, 2009. — № 8. — С. 51–57.
  11. Ницше: рождение идеалов из критики Брамса // Культура и искусство Германии: материалы межд. научной интернет-конф. — Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — 2010. — С. 6–10.
  12. Соллертинский о Брамсе в контексте других исследователей // Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. — С. 50–60.
  13. Два романтических гения с позиций современного музыкознания (к 180-летию Иоганнеса Брамса) // Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2014. — С. 136–147.
  14. Динамическое формообразование в кантате А. Шёнберга «Уцелевший из Варшавы» // Проблемы музыкальной науки. — 2015. № 3 (20). — С. 96–103.
  15. Виолончельный концерт Александра Чайковского как пример инверсии вариационной формы // Вестник музыкальной науки. — 2016.  № 3 (13). — С. 83–94. (в соавт. с С. Ю. Блащук)
  16. Кафедра теории музыки НГК: традиции и современность // Вестник музыкальной науки. —   2017. № 1 (15). — С. 6–14.
  17. Канон И. Пахельбеля в массовой музыке ХХ–ХХI веков // Вестник музыкальной науки. —   2018. № 1 (19). — С. 149–156.
  18. К проблеме регионального компонента в деятельности профессиональных народных коллективов // Профессиональные национальные коллективы как этнокультурный бренд России: сб. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2019. — С. 38–43.

 

Контактные телефоны: (383) 222-25-22; (383) 222-42-16

Контактный e-mail: lavzhannmail.ru