Заслуженный деятель искусств РФ;
доктор искусствоведения;
профессор;
профессор кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (с 1983 г.);
член диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской консерватории (с 2016 г.).
Общие сведения:
В 1970 г. окончил оркестровый факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу скрипки профессора М.Б. Питкуса, в 1984 г. – ассистентуру-стажировку этой же консерватории.
В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Скрипичное творчество И. Брамса» по специальности 17.00.02 – «Музыкальное искусство» (ЛГК имени Н.А. Римского-Корсакова).
В 2015 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача» по специальности 17.00.02 — «Музыкальное искусство» (НГК имени М.И. Глинки).
Педагогическая деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Специальный класс скрипки в бакалавриате, специалитете, магистратуре, ассистентуре-стажировке на кафедре струнных инструментов Новосибирской консерватории.
Педагогическая практика в бакалавриате, специалитете, магистратуре и ассистетнтуре-стажировке.
Музыкальное исполнительство и педагогика (дипломные рефераты).
Исполнительская деятельность
А.В. Гвоздев выступал в России и за рубежом в качестве солиста с симфоническими и камерными оркестрами, а также в составе струнного квартета Новосибирской консерватории; проводил мастер-классы в Германии, Японии, Республике Корея и др.; участвовал в работе жюри международных конкурсов скрипачей, среди которых: XIII Международный конкурс им. П. И. Чайковского, Москва, 2007; X и XI Международные конкурсы юных скрипачей им. К. Липиньского и Г. Венявского, Люблин (Польша), 2006–2009; I–VIII Международные конкурсы юных скрипачей, Новосибирск, 1995–2016 и многие другие.
Ученики и студенты класса свыше шестидесяти раз становились лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов скрипачей, выступали во многих концертных залах нашей страны и за рубежом, имеют записи на CD и DVD.
Сфера научных интересов
Научно-исследовательская деятельность А.В. Гвоздева связана с вопросами западноевропейского скрипичного искусства XIX века, а также с проблемами методологии и теории скрипичного исполнительства и педагогики. Кандидатская диссертация посвящена комплексному образно-стилистическому и драматургическому анализу скрипичных сочинений И. Брамса, а также принципов интерпретации этих сочинений в контексте скрипичного творчества композитора. В докторской диссертации осуществлено комплексное исследование фундаментальных вопросов исполнительской техники скрипача в широком контексте современных данных различных наук – музыкознания, эстетики, общей психологии и психологии музыкальной деятельности, психофизиологии, биомеханики.
Публикации
Книги, учебные пособия, программы
- Изучение произведений крупной формы в старших классах ДМШ. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1992. – 139 с.
- Исполнительское мастерство скрипача в контексте игровых ощущений. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. – 237 с.
- Исполнительская техника скрипача и проблемы игровых ощущений. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2013. – 365 с.
- Исполнительская техника скрипача. Методология. Теория. Практика. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2014. – 316 с.
- Гвоздев, А.В., Гвоздева, О.В. История создания Скрипичного концерта И. Брамса: Творческое сотрудничество И. Брамса и Й. Иоахима. Монография / А.В. Гвоздев, О.В. Гвоздева. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2017. – 83 с.
- Основы исполнительской техники скрипача: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 050900 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов: оркестровые струнные инструменты). Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2004. – 210 с.
- Гвоздев, А. В., Баскина, Е. В. Специальный класс скрипки (Программа для Музыкального лицея НГК) / А. В. Гвоздев, Е. В. Баскина. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1998. – 31 с.
Научные статьи
- Скрипичный концерт И. Брамса в аспекте творческого содружества композитора и исполнителя // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики: межвузовский сборник трудов. – Новосибирск: Новосибирская гос консерватория, 1987. – Вып. 5. – С. 130–147.
- Современные принципы интерпретации скрипичного концерта И. Брамса // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства: сборник научных трудов. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1988. – С. 31–43.
- О технической подготовке учащегося к работе над музыкальным произведением // Как учить играть на скрипке в музыкальной школе: мастер-класс. – М.: Изд. дом Классика-XXI, 2006. – С. 181–203.
- Скрипичный концерт Дж.-Б. Виотти № 23 соль мажор, 1 часть // Вопросы музыкознания: сборник статей. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. – Вып. 11. – С. 90–117.
- Некоторые вопросы исполнения аккордовой фактуры на скрипке // Вопросы музыкознания: сборник статей. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. – Вып. 11. – С. 118–136.
- Гвоздев, А., Гвоздева, О. Некоторые проблемы звукоизвлечения на скрипке / А. Гвоздев, О. Гвоздева // Музыкальное исполнительство и педагогика: сборник статей. – Томск: ТОУМЦКИ, 2006. – Вып. 1. – С. 59–72.
- Bazanova, O. M., Gvozdev, A. V., Mursin, F. A., Verevkin, E. G., Shtark, M. B. EEG – EMG – Dimensionality of the musical performance / O. M. Bazanova, A. V. Gvozdev, F. A. Mursin, E. G. Verevkin, M. B. Shtark // Cognitive Processing: International Quarterly of Cognitive Science: Understanding and Creating Music. – Volume 4 – Issue 3 / 2003. – p. 33–46.
- Вспомогательные движения в исполнительской технике скрипача // Музыка и время. – М.: «Научтехлитиздат», 2006. – № 6. – С. 25–29.
- О роли психологической установки в процессе формирования скрипача // Идеи и идеалы: научный журнал. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – № 1 (11) т. 2. – С. 80–92.
- Некоторые вопросы интерпретации музыки // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа: Изд-во УГАИ, 2012. – № 1 (10). – С. 88–92.
- О единстве технического и художественного начал в процессе самостоятельных занятий скрипача // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. – Т. 14, № 2 (2). – С. 502–508.
- Исполнение аккордовой фактуры на скрипке в связи с задачами интерпретации музыки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 – № 146. – С. 144–152.
- Об игровом движении скрипача // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. – Т. 14, № 2 (3). – С. 811–817.
- Звукоизвлечение на скрипке в связи с задачами художественного исполнения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 – № 151. – С. 173–183.
- Некоторые проблемы формирования исполнительских навыков скрипача // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа: Изд-во УГАИ, 2012. – № 2 (11). – С. 75–79.
- Смены позиций при игре на скрипке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – № 152. – 114–124.
- К вопросу о пальцевой технике левой руки скрипача // Музыковедение: ежемесячный научный журнал. – М.: «Научтехлитиздат», 2013. – № 3. – С. 33–40.
- К вопросу о роли неосознаваемых факторов в интерпретаторской деятельности скрипача // Вестник Орловского государственного университета: федеральный научно-практический журнал. – № 1(36), 2014. – С. 184–188.
- Некоторые проблемы скрипичного vibrato в связи с задачами художественного исполнения // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2014. – № 3. – С. 117–126.
- Некоторые проблемы организации правой руки скрипача в свете задач художественного исполнения // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. – № 2 (45), апрель 2014. – С. 307–310.
- О роли координационных структур в исполнительской технике скрипача // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2014 – № 5. – С. 88–97.
- Об игровых ощущениях скрипача // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2014. – № 6. – С. 54–62.
- Некоторые аспекты творческого содружества И. Брамса и Й. Иоахима // Вестник музыкальной науки: искусствоведение, культурология. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2016. – С. 32–38.
Научное редактирование
Фельдгун, Г.Г. История смычкового искусства: от истоков до 70-х годов XX века: Лекционный курс для студентов оркестрового факультета музыкальных вузов. Рекомендовано Учебно-методическим объединением высшего профессионального образования в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для высших учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство» / Г.Г. Фельдгун. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2006. – 500 с.
Отзывы на научные работы
Векслер К.И. Исследования. Методические труды. Эссе: Сб. статей к 60-летию педагогической деятельности – Петрозаводск: Изд-во Verso, 2015. – 142 с.
Отзывы на авторефераты диссертаций
Гладкая Н.В. Отто Федорович фон Тидебель – музыкант-просветитель русской провинции. Канд. диссертация. – С-ПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2003.
Мартышева М.В. Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания. Канд. диссертация. С-ПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2011.
Ситдикова Ф.Б. Скрипичный текст в сольных и ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко. Канд. диссертация. Магнитогорская гос. консерватория, 2012.
Научно-организационная деятельность
С 1916 года принимает участие в проведении защит докторских и кандидатских диссертаций в диссертационном совете по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство при Новосибирской консерватории.
Контактный телефон:
+7 (383) 222-42-16