Гончаренко Светлана Сергеевна

Гончаренко СС_newдоктор искусствоведения;

профессор;

Заслуженный работник высшей школы РФ (2018 г.);

член диссертационного совета Д 210.011.01 при  Новосибирской консерватории,  член Союза композиторов России, член правления Сибирской организации  Союза композиторов России;

профессор кафедры теории музыки и композиции.

 

Общие сведения:

В 1972 г окончила Новосибирскую консерваторию, в 1976 г. – аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (Москва) (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор М. Е. Тараканов), в 1992 г. – докторантуру кафедры истории современной отечественной музыки Московской государственной консерватории.

В 1983 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие принципов зеркальной симметрии и вариантности в музыкальной форме: на материале русской советской инструментальной музыки 60–70-х годов» по специальности «Музыкальное искусство» 17.00.02 (ВНИИ искусствознания, Москва).

В 1984–1989 гг. заведовала кафедрой теории музыки.

В 1995 году защитила докторскую диссертацию на тему «Драматургические и композиционные принципы зеркальной симметрии в музыке XIX – первой половины XX века» по специальности «Музыкальное искусство» 17.00.02 (Московская государственная консерватория имени  П.И. Чайковского)

Кандидатская диссертация «Взаимодействие принципов зеркальной симметрии и вариантности в музыкальной форме: на материале русской советской инструментальной музыки 60–70-х годов» (1983). Докторская диссертация «Драматургические и композиционные принципы зеркальной симметрии в музыке XIX – первой половины XX века» (1995).


Педагогическая деятельность

В Новосибирской консерватории работает с 1974 г., сначала на кафедре истории музыки, а затем, с 1979 года – на кафедре теории музыки.

Учебные курсы, читавшиеся в прошлые годы  на кафедре истории музыки, кафедре теории музыки и композиции: практика научного исследования, история русской музыки, история советской музыки, история зарубежной музыки XX века, история современной музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений.

Учебные курсы, читащиеся в настоящее время на кафедре теории музыки: Специальный класс, Введение в специальность, Методология музыкознания, Музыкальная форма.


Сфера научных интересов

Научно-исследовательская деятельность охватывает несколько направлений теоретического музыкознания и регионоведение. Основное направление связано с проблемами музыкального тематизма и формообразования, которые рассматриваются  в широком историческом диапазоне – от эпохи Возрождения до современности, в том числе в произведениях с использованием серийной техники и минимализма.. В кандидатской диссертации определился главный ракурс в изучении вопросов музыкальной формы – постижение законов симметрии, многосимметричности целого. Докторская диссертации посвящена исследованию симметрии в музыке классико-романтической традиции. В ней предложена систематика музыкальных форм на основе проявления в них принципа зеркальной симметрии в различных жанрах, в том числе в опере. Зеркальная симметрия в музыке получает культурологическое обоснование, выявлен онтологический статус зеркально-симметричных форм и их семантические возможности, которые определяются, в частности, мифоритуальной составляющей в генезисе оперного жанра. Структурные и семантические функции мифа специально изучаются в работах о поэтике оперы, об оперных жанрах, сюжетных и несюжетных текстах оперного либретто. В научно-теоретическом и музыкально-просветительском плане освещаются вопросы о творчество композиторов западноибирского региона.

Более 30 научно-методических работ представляет солидное обеспечение читаемым в НГК авторским курсам. В специальном курсе «музыкальная форма» последовательно воплощена идея претворения принципов доклассического формообразования в произведениях современных зарубежных и отечественных композиторов.


Публикации

Книги, брошюры, учебные пособия и программы

  1. Зеркальная симметрия в музыке. Новосибирск, 1993. 234 с. (14, 75 п.л.
  2. Принцип симметрии в русской музыке: Очерки. Новосибирск, 1998  72 с. (5 п.л.).
  3. Драматургические и композиционные принципы концентрической музыкальной формы. Лекция для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Новосибирск, 1984. 52 с. (3 п.л.).
  4. Сибирская композиторская организация в середине 50-х – 80-е годы // Музыкальная культура Сибири Т. 3. Кн. 2. Глава 5. Новосибирск, 1997. – С. 243–290. (3 п. л.).
  5. Музыкальные формы ХХ века: Методические указания по курсу анализа музыкальных произведений для студентов музыкальных вузов. Новосибирск, 1988. 52 с. (2 п. л.).
  6. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов ХХ века (учебное пособие). Новосибирск, 1997. 172 с. (11 п. л.).
  7. Музыкальные формы в таблицах. Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. 1-е изд.  Новосибирск, 2002.  32 с. (1,3). 2-е изд.  Новосибирск, 2007.
  8. Сибирская композиторская организация: 1942–2002 Справочник. Новосибирск, 2002. 124 с. (7, 44 п.л.).
  9. Музыкальная культура Сибири: Учебник для учебных заведений среднего специального профессионального (музыкального) образования. Новосибирск, 2006. Часть III.  С. 293–407. (4 п. л.). Соавторы Робустова Л.П. Кондратьева Н.М.
  10. О поэтике оперы: Учеб. Пособие. – Новосибирск, 2010. (16, 5 п.л.).
  11. Музыкальные формы в стихах. Новосибирск, изд. «Окарина». 2012. 93 с. (3 п. л.).
  12. Сибирская композиторская организация: Каталог творческих работ (2003–2007): Окарина.  2007. – 43 с. (2 п.л.).
  13. Сибирская композиторская организация: Нам – 70 лет!: Каталог творческих работ (2008–2012).   Новосибирск:    Издательство НГОНБ, .2013. 76 с. (3,4 п.л.).
  14. Музыкальная форма. Авторская программа-конспект. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 96 с. (4 п.л.).
  15. Детерминированность и недетерминированность музыкальной формы: от серийности к минимализму. Учебное пособие. Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. 2015. 144 с. (9,5 п. л.).
  16. Органная музыка новосибирских композиторов // Багинская Н.В., Головнева Н.И., Гончаренко С.С. Новосибирский орган. Страницы истории. К 50-летию концертного органа «W. Sauer» Новосибирской консерватории. 1968–2018 гг. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2018. – С. 121–174. (3,3 п.л.)

Научные статьи

  1. О некоторых особенностях тематизма в крупных инструментальных произведениях Б.Тищенко // Проблемы истории русской и советской музыки / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 34 . М., 1977. С. 39–52 (1 п. л.).
  2. Вариантно-симметричные формы в современной советской инструментальной музыке // Вопросы музыкального формообразования / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 46.-М., 1980. С. 5–24 (1 п. л.).
  3. К теории концентрической формы. Депон.–НИО Информкультура. №104.М., 1980. 28 с. (1,2 п. л.).
  4. К вопросу об изучении ракоходно-симметричных форм. Депон. НИО Информкультура. № 360. М., 1982. 52 с. (2 п. л.).
  5. Драматургические функции фактуры в произведениях Ю. Юкечева // Творчество композиторов Сибири. Новосибирск, 1983. С. 76–98. (1,5 п. л.)
  6. Зеркально-симметричные формы ХХ века в курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка и проблемы воспитания музыковедов. Новосибирск, 1988. С. 92–105. (0,7 п. л.).
  7. Роль эвристики в вузовской теоретической подготовке музыковеда (на примере курса анализа музыкальных произведений) // Музыкальное образование в контексте культуры: Материалы научно-практической конф. М., 1992. С. 161–166. (0,5 п. л.).
  8. Ритуальная обратимость у Хлебникова. О семантике палиндрома в поэме “Разин” // Культура — Религия — Церковь: Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1992. С. 378–386. (0,5 п. л.).
  9. Духовные тенденции в советской музыке 60-80-х годов // Культура — Религия — Церковь: Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1992. С. 417–425. (0,5 п. л.).
  10. Из истории зеркально-симметричных форм. От Вагнера к Дебюсси // Проблемы историко-стилевой эволюции. Гармония. Форма. Жанр. Новосибирск, 1994. С. 116–135. (1 п. л.).
  11. Семантика архаических моделей в музыкально-сценических произведениях русских композиторов на рубеже XIX XX веков // Периферия в культуре: материалы международной конференции. — Новосибирск, 1994. С. 238–248. (0,5 п. л.).
  12. Нгуен Лантуат: Зачем я пишу музыку? // Композиторы Новосибирска. Новосибирск, 1996. С. 32–43. (0,7 п. л.).
  13. Юрий Юкечев. Служение созиданию // Композиторы Новосибирска. Новосибирск, 1996.– С. 18–31. (0,7 п. л.).
  14. О применении понятия “открытая форма” в музыкознании // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации.– Новосибирск, 1996.– Вып. 2. С. 112–126. (0,75 п. л.)
  15. «Пагоды» Н. Лантуата // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность: Вторая международная науч.-практическая конференция. — Иркутск, 1997. – С. 253–257. (0,4 п. л).
  16. К методологии анализа оперного текста // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Материалы международной науч.-практической конференции. Астрахань, 1997. С. 204–210. (0,5 п. л).
  17. Информационные матрицы в художественном тексте // Информационная система вуза. Новосибирск, 1998. С. 36–44. (0.5).
  18. О композиции стиха «Голубиная книга» // Вопросы музыкознания. – Новосибирск, 1999. С. 257–267. (0.7 п. л.).
  19. О трёх пушкинских операх-сказках // Пушкин и русская художественная культура. – Новосибирск. 2000. С. 192–204.(0.5 п. л.).
  20. Симметрия в композиции оперного либретто // Теоретические концепции ХХ века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. С. 116–125. (0.6 п. л.).
  21. Комедийная интерпретация мифемы «Дон Жуан» // Мифема «Дон Жуан в музыкальном искусстве и литературе». Новосибирск, 2000. С. 300–310. (0.5 п. л.). В соавт. с Вялковой О.
  22. Грани таланта // Музыкальная академия. 2001, №2.  С. 6-13. (1 п. л.)
  23. О двух принципах семиотического описания оперы // Сибирский музыкальный альманах.– Новосибирск, 2001. С.15–21. (0.8 п. л.).
  24. Духовные тенденции в творчестве новосибирских композиторов // Музыкальная культура как мировое и национальное явление. Сибирь – Запад – Восток. – Новосибирск, 2002. С. 131–139. (0.5 п. л.).
  25. Несюжетные структуры в оперном либретто // М.Е. Тараканов. Человек и фоносфера: Воспоминания. Статьи. М.,–СПб. 2003. С. 138–154. (0.5 п. л.).
  26. О принципах построения вузовского курса «Музыкальная форма» // Наука и художественное образование. Материалы Всероссийск. науч. практич. конф. 14-16 ноября 2003 Красноярск, 2003.С. 360–366. (0,5 п. л.).
  27. Функции нарратива в опере // Наука и художественное образование. Материалы Всероссийск. научн.-практ. конф.14-16 ноября Красноярск, 2003. С. 16–23. (0,5 п. л.). В соавт. с Покидько Е. Б.
  28. «Сатьяграха» Ф. Гласса: сакрализация жанра // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы междунар. научн. конф. 3-6 октября 2002 г. Новосибирск, 2004. С. 628–635. (0,5 п. л.). В соавт. с Крапивиной И.В.
  29. К истории сибирского музыкального краеведения: хронологическая таблица // Сибирский музыкальный альманах. 2002. Новосибирск. 2004. С.209–213. (0.5 п. л.). В соавт. с Белоносовой И. В.
  30. Оперный текст в свете музыкальной семиотики // Музыкальное искусство сегодня: Новые взгляды и наблюдения. По материалам научн. конф. Музыкознание на рубеже веков: проблемы, функции, перспективы. М., 2004. С.117–130. (0,7 п. л.).
  31. О творчестве композиторов // Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005. С.619–637. (1,2 п. л.).
  32. Симфония «Арфа царя Давида» Д. Кривицкого // Возвышенное и земное в музыке и литературе. Материалы Всероссийск. научн. конф.. 24-26 мая 2005. Новосибирск, 2005. С. 134–144. (0,5 п. л.). В соавт. с О. Вейзер.
  33. Проблема преподавания курса анализа музыкальных произведений // Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования. Материалы международной науч.-практич. конф., посвященной 60-летию Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы, 8-9 декабря 2004 г.). Алматы.   С.7 –79. (0,4 п. л.).
  34. Память о детстве – «Пагоды» // Между Востоком и Западом: Заметки о судьбе и музыке Лантуата. Новосибирск. С.74–95.(1 п. л.).
  35. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 17–18 окт. 2006. Красноярск, 2007. С.97–101. (0,5 п. л.).
  36. Ученым можешь ты не быть … // Аркадий Георгиевич Михайленко. Педагог. Музыкант. Человек. Сб. статей. Новосибирск, 2007. С.25–34. (0,4 п. л.).
  37. О мелодическом тематизме Б.И. Тищенко // Материалы конф. «Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление». Сб. материалов Всеросс. науч. конф. 17-19 марта 2008. Новосибирск, 2008. С. 101–116.(0, 6 п. л.).
  38. Техника монтажной композиции в вузовском курсе «Оперная драматургия» // Музыкальное образование и наука: преемственность традиции и перспективы развития. – Межд. науч.-практ. конф. – Астана, 2008. С. 38–46. (0,95 п. л.).
  39. Об одной особенности фактуры в произведениях А. Ф.Мурова // Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха. Новосибирск, «Наука». 2008. С.375–373. (0, 75 п. л.).
  40. О парадоксах оперы // Театр и музыка в современном обществе: Материалы IV Междунар. симп., 19-21 апреля 2008 г. – Т. 1. – Красноярск, 2009. –С. 13–16. (0, 25 п. л.)
  41. О партите А. Мурова // 80-летию А.Ф. Мурова посвящается: Материалы междунар. конф. «Муровские чтения». Новосибирск, 2009. С. 9–14. (0,6 п. л.).
  42. Принцип кумулятивности в музыкальной форме // Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных композиторских школ. Материалы Всеросс. науч. конф. 25 апр. 2008. Якутск, 2009. С. 109–122 (0,6 п. л.).
  43. Структурные и семантические аналоги техники «расширяющегося паттерна» // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Жанр – форма – направление. – Сб. науч. тр. Вып. 7. Кемерово, 2009. С. 221–238 (1 п. л.).
  44. Функциональная музыка и пути аудиовизуального творчества в Новосибирске // Актуальные проблемы музыкознания. Сб. статей по материалам конференции «На рубеже столетий: Музыкознание. Композиторское творчество. Исполнительское искусство» 28-29 ноября 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 3–14 (0.5 п. л.).
  45. Фазовые процессы в современной музыке // Традиции и новаторство в современном музыкальном искусстве: 80-летию со дня рождения Э, В. Денисова. Томск. 2009. С. 25–37. (0,7 п. л.).
  46. О числовой символике в Вариациях op.27 А. Веберна // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. – Кемерово: СПб., 2009.-– С.172–182. (1 п. л.).
  47. Страницы современной русской сибирской музыки: к юбилею новосибирского композитора Сергея Кравцова // Музыка и время. 2010. № 8. С. 43–45. (0, 4 п. л.).
  48. Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений на факультете народных инструментов // Народно-инструментальное искусство на рубеже XX–XXI веков: история, теория, методика, педагогика: материалы Всероссийской научно-практической конф. 26-28 ноября 2010 г. Красноярск, 2010. С. 109–115. (0, 3 п. л.).
  49. Вопросы поэтики оперного либретто (на примере оперы Д. Кривицкого «Черный обморок») // Русское слово в культурно-историческом контексте: Российская научно-практическая конф. с международным участием 21–23 октября 2010. Кемерово, 2010. С. 424–433. (0, 5 п. л.).
  50. Монодийные формы в творчестве современных российских композиторов // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2010. С. 5–15. (0,9 п. л.).
  51. И песня, и симфония // Андрей Порфирьевич Новиков. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Документы. Новосибирск, 2011. С. 62–128. (2,5 п. л.).
  52. В созвездии имен: развитие традиций А. П. Новикова в современной музыкальной культуре Новосибирска // Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема. Новосибирск, 2011. С. 325–336 (1 п.л.).
  53. Зеркальная симметрия в операх Р. Вагнера // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Ремесло искусства: Сб. науч. тр.  Кемерово,    Вып. 9.   С. 75–95. (1 п. л.).
  54. Синтетический проект В. Захарова – И. Соколова // Композитор в современном мире: Материалы междунар. науч. конф. «Актуальные проблемы современного композиторского творчества». 19–20 октября 2011. Красноярск, 2011. С. 123–130. (0,5 п. л.).
  55. Фракталы в музыке К. Дебюсси // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. №17/1. 2011 г.). 2011. С. 79-88. (0, 6 п. л.).
  56. Информационные структуры в художественном тексте // Идеи и идеалы. Научный журнал. – Новосибирск, 2012. № 2 (12). С. 115–127. (0, 75 п. л.).
  57. Интегрирующие процессы в музыкальной форме // Вестник Томского государственного университета. № 360 (июль 2012). С. 60–64. (0, 6 п. л.)
  58. Академические музыкальные жанры в Западной Сибири на рубеже XX–XXI вв. // Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского : сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. Новосибирск, 2012. С.179–188. (0,5 п.л.).
  59. Транскрипции в творчестве новосибирских композиторов // Вестник музыкальной науки. № 1. 2013.  Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск, С. 46–56. (0,8 п.л.).
  60. О двух редакциях органной сюиты «Сибирские страницы» А.П. Новикова // Театр и музыка в современном обществе: Материалы межд. симпозиума 17–20 апреля 2013 г. Красноярск, 2013. С. 100–104. (0, 4 п. л.).
  61. Инструментальный сверхцикл в современной музыке: к проблеме изучения // Актуальные проблемы современного композиторского творчества: материалы Всероссийской научной конференции, 24 – 25 октября 2013 года. Красноярск, 2014. С. 51 – 68. (0, 56).
  62. Первые страницы органной Сибирианы: о сюите для органа А.П. Новикова // Вестник музыкальной наук. № 1 (3). Новосибирск, 2014. Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. С. 101–112. (0,55).
  63. Тематический процесс в «Трех пьесах для кларнета» И. Стравинского // Актуальные проблемы теории музыки. Новосибирск, 2014. С. 70-84.
  64. К вопросу о двойном финале в Квартете № 13 Бетховена // Вестник музыкальной науки 2014). № 2 (4). Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. С. 52–60.(0,55).
  65. Об одном принципе доклассического формообразования в поздних квартетах Бетховена // Вестник музыкальной науки 2014). № 4 (6). – Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. С. 70–77. Тир. 300 экз. (0,55 п. л.).
  66. Арт-проект Л. Ключниковой/Ю. Ащепкова Небесная Россия: Музыка цвета и слово. Литературно-художественный альбом-книга Л. и Ю. Ключниковых. НПЦТ Беловодье. М., 2014. С. 242–245. (0,3 п.л.).
  67. О принципе барочного циклообразования в квартетах Бетховена // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2014. – С. 60–63. 0, 5 п.л.
  68. Факторы текстообразования в группах инструментальных циклов (теоретический аспект) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. 28. (2014 г.). 2014. С. 114-125. (0, 6 п. л.).
  69. Театральная музыка Андрея Попова // I международная конференция «Актуальные проблемы науки XXI века». Сб. статей. 2 ч. 5.08.2015 г. Москва 2015. С. 6–10 (0, 4 п. л.). https://mio-cognitio.com/archives/pdf/Mio-cognitio_august_2015_part2.pdf
  70. Визуальные паттерны матрицы серийных преобразований // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. Вып. № 4 (331). (2015 г.). Кемерово. С. 128– 135. (0, 6 п. л.).
  71. Визуальные паттерны додекафонии. Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 4 [38]. 2015. C. 35–40.
  72. Андрей Попов: Сon tempo // Композиторы Новосибирска. Вып. 2. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2016. С.29–57 (1, 42 п.л.) Тир. 100 экз.
  73. Юрий Ащепков: Радость творчества // Композиторы Новосибирска. Вып. 2. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2016. С.7–20. (0,6 п.л.). Тир. 100 экз.
  74. Аудиовизуальные паттерны додекафонии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Н. Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки.  2016 № 1[39]/ C. 15–20. (0, 5 п. л.). Тир. 100 экз.
  75. Космогонический миф в опере // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2016. № 2 (12). С. 25–32. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
  76. Аудиографика додекафонии // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Сб. науч. статей. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки. 2016. С. 92–102. (0,5 п.). Тир. 200 экз. (РИНЦ)
  77. Заметки о творческом пути композитора Евгения Кравцова: к семидесятилетнему юбилею [Электронный ресурс] URL: http:www.https://sibmus.info, опубликовано в начале августа 2016.
  78. Особенности творческой эволюции композитора Евгения Кравцова // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. – № 12 (54). Ч. 2. – С. 176–180. (0,4 п. л.). Тир.900 экз.
  79. Принцип моделирования в свете теории текста // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки,  № 4 (14). С. 19–24. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
  80. Евгений Кравцов. Эскиз творческого портрета // Композитор Евгений Николаевич Кравцов. Статьи. Воспоминания. – Новосибирск.: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки. 2017. С. 6–45. (2,5 п. л.). Тир. 300 экз.
  81. Путь в три четверти столетия: к юбилею сибирского композиторского союза // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2017. № 4 (18). С. 31–38. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
  82. Композиционные модели в необарочных циклах первой четверти XX века f// Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2018. № 1 (19). С. 31–38. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.\
  83. 24 прелюдии для виолончели соло М. Вайнберга: трактовка цикла // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2018. № 3 (21). С. 63–69. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
  84. Органная музыка новосибирских композиторов // Багинская Н.В., Головнева Н.И., Гончаренко С.С. Новосибирский орган. Страницы истории. К 50-летию концертного органа «W. Sauer» Новосибирской консерватории. 1968–2018 гг. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2018. – С. 121–174. (3,3 п.л.)
  85. Три сонатные формы in B: Ф. Шопен, С. Рахманинов, С. Прокофьев (Этюд о судьбе главной партии) // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2019. № 3 (25). С. 49–57. (0,7 п. л.). Тир. 300 экз.
  86. О принципах преподавания С.В. Серебренниковой курса «Музыкальная форма» // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории : сб. материалов науч. конф. (18 сент. 2019 г.). – Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2020. – С. 17–29.
  87. Гончаренко, С.С., Останина, М.Н. Доклассические жанры в инструментальных циклах М. Вайнберга. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, No 4. С. 5–13. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-1006 Тир. 300 экз.
  88. Формообразующие принципы монодии в инструментальном тематизме Б. И. Тищенко. // Выдающиеся композиторы современной России. Борис Тищенко (1939 – 2010) : науч. моногр. / науч. ред. и сост. Г. П. Овсянкина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
  89. К вопросу о понятии «необарочное концертирование» // Вестник КемГУКИ, 2021, № 4. – С. 98–106 (в соавторстве с Останиной М.Н.). (ВАК. 0,5 п.л.).
  90.  О числовой символике композиционной модели bar // ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2021. № 3. С. 5–10.
  91. «Сотри случайные черты…» // Сибирская композиторская организация. 80 лет. 1942–2022. Альманах. Новосибирск, 2021. – С. 62–69. (о творческом пути Ю. Юкечева).

Руководство научными работами

Руководство дипломными и магистерскими работами по специальности «музыковедение»

  1. Третьякова С.П. Драматургия оперы Мусоргского «Хованщина». 1976.
  2. Шулькес Р.Г. Романсы Н. Мясковского и С. Прокофьева на стихи К. Бальмонта. 1977.
  3. Мартинсон И.В. Музыкальная жизнь Красноярска 70-х годов. 1979.
  4. Романенко О.Д. Опера Г. Перселла «Дидона и Эней»: Композиционные особенности. 1979.
  5. Слюсарева Н.Л. О тематической функции фактуры в камерных сочинениях Р. Леденева. 1980.
  6. Белоносова И.В. Особенности формообразования в фортепианных концертах В. А. Моцарта. 1981.
  7. Татаринцева Т.В. Особенности периода в менуэтах клавирных сонат И. Гайдна. 1981.
  8. Ковалева М.М. О роли контраста в камерных произведениях А. Мурова. 1983.
  9. Глушкова И.Ф. Клавирное рондо Ф. Э. Баха в их исторических и жанровых связях. 1984.
  10. Бовтенко М.А. О понятии «совершенная арочная форма» (А. Лоренц о формах в операх Р. Вагнера). 1984.
  11. Устинова И.М. Драматургическая и формообразующая роль зеркальной симметрии в инструментальных произведениях П.И. Чайковского. 1985.
  12. Пыстина Л.Б. Традиции и новаторство в фортепианных циклах первой трети XX века (к вопросу о претворении черт старинной сюиты). 1986.
  13. Шелухина И.В.. Формообразующая роль и эстетический смысл повтора в «Турангалила-симфонии» О. Мессиана. 1986.
  14. Кляус О.Б. Музыка XX века на уроках музыкальной литературы в ДМШ. 1986.
  15. Маминова Т.Н. Гражданская тема в творчестве А. П. Новикова. 1987.
  16. Дорофеева С.В. Особенности формообразования в фортепианных прелюдиях К. Дебюсси. 1988.
  17. Милихина И.Ю. Некоторые вопросы музыкально-эстетического воспитания детей младшего возраста. 1988.
  18. Горина Ю.Н. Брамс – Шенберг: к оценке творчества Брамса в теоретическом музыкознании XX века. 1989.
  19. Кузнецова М.С. Некоторые особенности формообразования в опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда». 1989.
  20. Смирнова М.С. Некоторые особенности композиции оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. 1990.
  21. Лебедева С. В. О структуре вербального текста в современной кантате и оратории (на примере «Реквиема» Э. Денисова). 1995.
  22. Папилина О.В. Concerti grossi Г.Ф.Генделя: к вопросу о барочной цикличности. 1995.
  23. Розенцвейг Н.В. Композиционные особенности инструментальных произведений 70–80-х годов С. Губайдуллиной. 1997.
  24. Бирюля (Ильина) Т.Ф. Функции либретто в жанровой и композиционной структуре оперы Я. Пери–О. Ринуччини «Эвридика». 1997.
  25. Милюкова (Покидько) Е.Б. Жанр тойука в творчестве композиторов Саха (на материале произведений 60–90-х годов). 1997.
  26. Крапивина И.В. Проблема формы в произведениях композиторов-минималистов. 1999.
  27. Феростенко Н.Ю. О пространстве художественного образа в электронной музыке Ю. П. Юкечева. 1999.
  28. Вялкова О.А. Комедийные функции жанра в опере «Кавалер розы» Р.  Штрауса. 2000.
  29. Стребкова Е.Г. О тематической организации в хоральных кантатах И.С. Баха. 2003.
  30. Бгашева Д.В. Светская вокальная лирика Томаса Морли. 2005.
  31. Вейзер О.Е. К вопросу о претворении ветхозаветной тематики в современной отечественной музыке (на материале произведений Д. Кривицкого и В. Кобекина). 2005.
  32. Трушева Н.Ю. О принципе строчной формы в тематизме фортепианных сонат Б. Тищенко. 2006.
  33. Байгудина Э.А. Пространственная организация в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и ее воплощение в постановках конца XX века. 2007.
  34. Майковская Н.В. И. Штраус–А. Попов. Двойной концерт для фортепиано и симфонического оркестра: к вопросу о трактовке жанра. 2007.
  35. Доронина И.В. Мелопея в опере В. Кобекина «Н.Ф.Б.». 2009.
  36. Чакенова Я.Н. Концерты для клавира solo с оркестром И. С. Баха: вопросы формообразования и транскрипции. 2009.
  37. Сафонова Д.В. Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. XX века (на примере мелодрамы «Персефона» И. Стравинского и драматической оратории «Жанна д´Арк на костре» А. Онеггера). 2011.
  38. Сасова Я.С. Тематическое развитие и единство формы в фортепианных сонатах Давида Кривицкого. 2013.
  39. Савина П. П. Функции барформы в композиции вагнеровской оперы (на примере опер «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тристан и Изольда»). 2019.
  40. Останина М.Н. Десятая симфония М. Вайнберга и необарочные тенденции в последней трети XX века к вопросу о формообразующих принципах concerto grosso. 2021.

Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (по искусствоведению)

  1. Покидько Е. Б. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутиии). 2001
  2. Ильина Т. Ф. Орфическая тема в ранней опере.– 2002,
  3. Крапивина – Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме
  4. Белоносова И. В. Музыкальная культура Читы
  5. Бакаева И. А. Балетные сцены в операх казахских композиторов 2009.
  6. Логунова Д.В. Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. века. 26.11.2015

Научное консультирование докторских диссертаций

  1. Лескова Т.В. Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке России, 2017.
  2. Кладова И. П. Сакральнные символы русской духовной музыки XIX– XX столетий: психолого-семантический аспект.
  3. Белоносова И. В. Академическая музыкальная культура Сибири во второй половине XX начале XXI вв.

Отзывы на научные работы

Официальные отзывы на диссертации

  1. Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Дьячковой Л.С. Модальности гармонических категорий: история и современность. Российская Академия музыки им. Гнесиных. М. 1998.
  2. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Штейнгардта В.М. Творчество Генриха Шютца. ВНИИ искусствознания. Мин. культуры СССР М.,1986.
  3. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Аликовой З.Р, Особенности фуг в сонатах И.С. Баха (взаимодействие полифонических и гомофонических принципов формообразования). ЛГИТМиК им. Черкасова. Ленинград, 1987.
  4. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Гайлите З.Р. Лирика и драма в сонатных композициях ранних романтиков (психологический и эстетический аспекты). Государственная ордена Дружбы народов консерватория Литовской ССР. Вильнюс,1988.
  5. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Лознер М.И. Пути развития музыкальной культуры городов Западной Сибири (на примере камерно-ансамблевого исполнительства, образования. творчества). ВНИИ искусствознания. М. 1990.
  6. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Васильевой Н.В. Типовые музыкальные формы и логос времени-пространства. Саратовская консерватория. 1996.
  7. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Шаймухаметовой Е.Р. Музыка в системе карнавальной культуры (на примере западноевропейской традиции). Российская академия музыки им.  Гнесиных. М. 2002.
  8. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Фан Юя «Серийная техника в китайской камерно-инструментальной музыке 1980—1990-х годов». Нижний Новгород. 2019.

Отзывы официального оппонента

  1. Отзыв официального оппонента на докторскую диссертацию Напреева Б.Д. Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. 2005.
  2. Отзыв официального оппонента на докторскую диссертацию Захарова Ю.К. «Мелодия в контексте интонационного и линеарно-гармонического развертывания лада», выступление на защите 26 июня 2017 г. Нижний Новгород.
  3. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Ларионовой А.С. Жанрово-тематическая классификация дэгэрэн ырыа. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки.. Новосибирск, 1996.
  4. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Добжанской О.Э. Шаманский обряд нганасан: опыт этномузыковедческого исследования. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск.1997.
  5. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Сосновцевой О.Б. Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П.И. Чайковского. Московская государственная консерватория им. Чайковского. М.. 1997.
  6. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Турчиой О.Ф. Функционирование форм музыкальной жизни в индустриальном сибирском городе (Барнаул, 80-е годы XX века). Новосибирская государственная консерватория (академии) им. М.И. Глинки. Новосибирск.1999.
  7. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Сидоровой М.А. Портрет героя в западноевропейской опере XVII–XVIII веков: проблемы формирования и эволюции. Магнитогорская консерватория, 2002.
  8. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Шульгиной Е.В. Звуковысотная организация китайской музыки XII–XIII веков. Новосибирская консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2005.
  9. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Войткевич С.Г. Художественный мир Ф.М. Достоевского в отечественной опере последней трети XX века. Новосибирская консерватория, 2006.
  10. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Равикович Л.Л.  Хоры a cappella Сергея Слонимского. Новосибирская консерватория. 2009.
  11. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Захарова Ю.К. Мелодия в контексте интонационного и линеарно-гармонического развёртывания лада. Нижегородская консерватория.
  12. Отзыв официального оппонента на канд., диссертацию М.С. Кривицкого «Оркестровый стиль Эдгара Вареза: от „Америк“ до „Арканы“» (Государственный институт искусствознания. Москва 3 февраля 2022).

Отзывы на авторефераты диссертаций

  1. Демченко А.Я. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира. Докт . диссертация Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.. М. 1991.
  2. Гливинский В.В. Позднее творчество Стравинского. Докт . диссертация Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.. М. 1996.
  3. Баранова И.Н. Характеристические черты сонатной формы XIX века. Докт. диссертация. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.ИА. Римского-Корсакова. СПб. 1999.
  4. Гаврилова Л.В. Музыкально-драматическая поэтика Сергея Слонимского: парадигма метатекста. Докт. диссертация. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.ИА. Римского-Корсакова. СПб. 2001.
  5. Котлова Г. К. Кюй в системе жанров композиторского творчества Казахстана. Докт . диссертация. Ташкент. 2006.
  6. Комарницкая О.В. Русская опера XIX – начала XXI веков. Проблемы жанра, драматургии, композиции. Докт . диссертация. Ростовская консерватория.
  7. Умнова И.Г. Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества. Докт . диссертация. РГГПУ им. А.И. Герцена СПб. 2012,
  8. Хохлова А. Л. Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве на материале камерно-инструментальных сочинений венских классиков. Докт . диссертация. Саратовская консерватория.
  9. Крылова А.В.  Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х начала 80-х годов. К проблеме эволюции жанра. Канд. диссертация. Государственная ордена Дружбы народов консерватория Литовской ССР. Вильнюс,. 1983.
  10. Титова Е.В. Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений Моцарта). Ленинград, 1985.
  11. Маковкина В.Л. Взаимодействие жанров светской и духовной музыки в творчестве В. Моцарта (месса, опера, симфония). Канд. диссертация. Ленинград. 1986.
  12. Енговатова М.А. Закамские протяжные песни и некоторые вопросы типологии жанра. Канд. диссертация. ВНИИ искусствознания. Мин. культуры СССР М. 1988.
  13. Воленко С.Д. Музыкальные прообразы в раннем фортепианном творчестве С.С. Прокофьева. Канд. диссертация. ВНИИ искусствознания. Мин. культуры СССР М. 1990.
  14. Алиева Н.Т. Азерайджанская симфония (1930-60-е гг.). Канд. диссертация. Киевская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1991.
  15. Гоц Т.А.  Фонические свойства гармонии в произведениях композиторов нововенской школы (период 1908–1914 гг.). Канд. диссертация. Киевская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Киев, 1992.
  16. Сысоева А.Е. Программность в инструментальной музыке Барокко. (Проблемы типологии национальных школ). Канд. диссертация. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. М. 1993.
  17. Златковский Ю. Д. Инструментальный речитатив как мелодический тип. Канд. диссертация. Российская академия музыки им. Гнесиных. М. 1994.
  18. Винокурова Н.В. Симфонии А.К. Глазунова и художественные тенденции конца XIX– начала XX века. Канд. диссертация. Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. 2002.
  19. Алексеева И.В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко. Канд. диссертация. Государственный институт искусствознания. М. 2002
  20. Копосова И.В.  Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии. Канд. диссертация. Санкт-Петербургская консерватория. 2004
  21. Хохлова А.Л. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна. Канд. диссертация. Московская консерватория. 2005.
  22. Перетокина Ю.Р. Творчество Ю.С. Каспарова: к проблеме взаимодействия поэтического и музыкального текста. Канд. диссертация. Ростовская государственная консерватория им. С.С. Прокофьева 2016.

Титульный рецензент монографических изданий

  1. Плотников Б.Т. Очерки и этюды по методологии музыкального анализа. Красноярск, 2002. 290 с.
  2. Генрих Шенкер. Свободное письмо. Т. 1: текст / пер. Б. Плотникова. Красноярск, КГАМиТ, 2003. 153 с.
  3. Прыгун Е.В. Из истории музыкальной кеультуры Красноярска: от «бесовских игр» скоморохов к народной консерватории (1628–1920). Красноярск: Красноярский фонд науки. 2007. 237 с
  4. Умнова И.Г. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского. Кемерово: КемГУКИ. 2010. 188 с.
  5. . Бакаева И.А. Балетные сцены в опере. Астана КНУИ. 2011. 200 с.
  6. Белоносова И.В. Музыка современных композиторов на уроках сольфеджио в ДМШ [Ноты] : хрестоматия в 4-х частях: учебно — методическое пособие /ОГОАУ ДПО «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства» ; сост. И. В. Белоносова, рец. С.С. Гончаренко. – Томск: ТОИУМЦКИ, 2011. 199 с.
  7. Аудиовизуальное искусство: история и современность: сборник научно-методических статей кафедры звукорежиссуры /ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра»; ред.-сост. И. В. Белоносова; рец. С.С. Гончаренко; гл. ред. К.А. Якобсон; отв. ред. Н.А. Еловская. Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2014. 179 с.
  8. Белоносова И.В. Музыкальная культура российских городов Восточной Сибири : монография / И. В. Белоносова,рец. С. С. Гончаренко, Э. М. Прейсман; Красноярский государственный институт искусств. Красноярск: КГИИ, 2015. 380 с.
  9. Белоносова И.В.Музыкальная культура Сибири: курс лекций: рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070703.65/51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» (квалификация «специалист») / И. В. Белоносова ; рец. С. С. Гончаренко, М. М. Лучкина ;ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра». Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2015. 256 с.
  10. Умнова И.Г. Поэтика Сергея Слонимского. Исследование. Кемерово. 2016?
  11. Покровская Н.Н. Арфа в Сибири. Новосибирск. 2016. 88 с.

Редакционная деятельность

  1. Творчество композиторов Сибири. Сб. статей. Новосибирск, 1983. (Член редколлегии)
  2. Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Сб. статей. Новосибирск, 1985. Член редколлегии.
  3. Гражданская и патриотическая тематика в музыке композиторов Сибири. Сб. статей. Новосибирск, 1986. Член редколлегии.
  4. Чешская музыка как национальное и европейское явление. Сб. статей. Новосибирск, 1987. Член редколлегии.
  5. Проблемы историко-стилевой эволюции: Гармония. Форма. Жанр. Сб. статей. Новосибирск. 1993. Член редколлегии.
  6. Котляревская-Крафт М.А. Сольфеджио. Учебное пособие. 5 класс ДМШ. – Новосибирск. 1993. Редактор.
  7. Мохонько А. Музыкальный театр Кузбасса. Кемерово.  Редактор.
  8. Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном миинимализме. Монография. Новосибирск, 2003. – 190 с. Научный редактор.
  9. Аркадий Георгиевич Михайленко. Педагог. Музыкант. Человек. Сб. статей. Новосибирск, 2007. 102 с. Редактор.
  10. Андрей Порфирьевич Новиков. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Документы. – Новосибирск, 2011.  Член редколлегии.
  11. Композитор Евгений Кравцов. Сб. статьи. Воспоминания. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория  им. М.И. Глинки.  2017. Редактор составитель.

Публикации о Светлане Сергеевне Гончаренко:

  1. Белоносова И.В. Светлана Сергеевна Гончаренко – музыкант, педагог, ученый // Вестник музыкальной науки. 2019. –№ 1 (23). – с. 86–90.

Контактные телефоны:

Тел. кафедры: 8 383 222 34 87

Тел. диссертационного совета: 8 383 222 02 42