ФЕНИНА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА

Фенинакандидат педагогических наук (1994);

доцент;

заведующий кафедрой иностранных языков Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (1993 – 2015);

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (с 2015).

Общие сведения:

В 1976 г. окончила факультет иностранных языков Омского государственного педагогического института. Преподавала английский язык в Омском университете (1976-1985г.г.), в 1983 проходила повышение квалификации в Московском Государственном университете, а с 1988 г. работает в Новосибирской консерватории.

В 2009 г. Фениной Н.Г. было присвоено звание «учитель года».

Регулярно приглашается в качестве председателя итоговой аттестационной комиссии по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель» в Сибирский независимый институт.

Принимала участие в работе жюри, а также была председателем жюри конкурса ораторского искусства, проводимого Новосибирской ассоциацией преподавателей английского языка.

В 2011 году была членом редколлегии материалов Межвузовской конференции в СибГУТИ «Современное культурное языковое пространство. Традиции, инновации, перспективы».

Педагогическая деятельность

Преподаваемые дисциплины

Иностранный язык (английский)

Сфера научных интересов

Научные и научно-методические интересы связаны с поиском оптимальных форм работы с музыкально одарёнными детьми и обучением иностранному языку студентов художественного вуза, проблемой драматизации в обучении, режиссурой учебного процесса и ролью педагога в нём, влияния микроклимата педагогического коллектива на процесс обучения студентов, вопросами формирования компетенций в учебном процессе и т.д.

Публикации

Книги, брошюры, учебные пособия и программы

  1. «Страна»: Методические указания для студентов, изучающих английский язык. Омск: Изд. Омского ГУ, 1981.
  2. Программа обучения иностранному языку учащихся 1 класса лицея при Новосибирской консерватории. Новосибирск: Изд. Новосибирской гос. Консерватории им. М.И. Глинки, 1993.
  3. Поездка в Лондон. Новосибирск: Изд. НГТУ, 1995.
  4. Обучение иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому). Программа для музыкального лицея НГК им М.И. Глинки (в соавторстве с Нотман В.О., Резниковой Т.А.). Новосибирск: Министерство культуры РФ. НГК им. М.И. Глинки, 1998.
  5. Я учусь в музыкальном лицее. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2001.
  6. Английский язык в монологах — школа, лицей, колледж, Вуз. Учебник для средних и специальных учебных заведений РФ. Изд. «Феникс». — Ростов-на-Дону: 2008 г. (в соавторстве с Пузановой Т.С.)
  7. Я учусь в музыкальном колледже. Учебно-методическое пособие, Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки, декабрь 2013 г.
  8. Грамматика английского языка «Об английской грамматике — просто» (доверительный разговор). Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. -158 с. (в соавторстве с Ильиной Т.С.)
  9. Однажды в Лондоне (английский в диалогах). Ростов н/Д , Феникс, 2015 г. -112 с. (в соавторстве с Ильиной Т.С.)
  10. Тесты по грамматике английского языка. Учебно-методическое пособие, Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, июнь 2015 г. — 63 с. (в соавторстве с Ильиной Т.С.) 

Научные статьи, тезисы

  1. Об активизации методов обучения на занятиях по иностранному языку. (Деловая игра) // НИИ проблем высшей школы. Рег. № 615-85, Москва, 1985.
  2. Иностранный язык как фактор гуманитарного образования / Фенина Н.Г., Резникова Т.А. // Республиканская научно-методическая конференция «Проблемы улучшения гуманитарной и эстетической подготовки студентов в ВУЗе». Новосибирск: НЭТИ, 1989.
  3. О некоторых приемах активизации творческой самостоятельности работы студентов при изучении иностранного языка // НИО Информ. культура. – Рег. №2220. Москва, 1989.
  4. Мини-спектакли как форма обучения иностранному языку в творческом ВУЗе // Методические разработки по проблемам вузовской педагогике и научной организации учебного процесса: Сб. науч. Тр. Вып. 21.- Новосибирск НЭТИ, 1991.
  5. Согласование учебных форм с мотивами изучения иностранных языков в творческом ВУЗе // Тезисы доклада на всесоюзной конференции «Мотивация, установка и интеллектуальные системы». – Новосибирск: НГПИ, 1991.
  6. Автоматизация использования ситуативного подхода при обучении иностранному языку // Информационные технологии образования: Сб. науч. тр. – Вып. 5, — Новосибирск: НИИ информатики и вычислительной техники. Акад. Пед. Наук СССР 1992 г.
  7. Игровые учебные ситуации. (На материале английского языка в музыкальном ВУЗе) // ИПСО РАО. Новосибирск, 1993 г.
  8. Игровые учебные ситуации. (На материале английского языка в музыкальном ВУЗе). (Автореферат диссертационного исследования). — Изд. НГТУ. Новосибирск, 1994.
  9. Алгоритм управления ситуативным полем при обучении иностранному языку // Информационные технологии образования: Сб. науч. Тр. – Вып. 11. – Новосибирск: НИИ информатики и вычислительной техники РАО, 1994.
  10. Учет личностных качеств художественной индивидуальности при обучении иноязычной коммуникации // Сибирская научная конференция «Личность и деятельность». – Новосибирск: НГПУ, 1995.
  11. Обучение иностранному языку как инструмент интегрированности в международный образовательный процесс // Международный конгресс «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». – Новосибирск: Сиб. Отд. РАН 1995. Т. 2.
  12. Личностные качества художественной индивидуальности как компонент успешности при обучении иностранному языку / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Проблемы высшего технического образования: Межвузовский сборник – вып.8. — Новосибирск: НГТУ, 1996.
  13. Учет специфики художественного ВУЗа при обучении иностранному языку // Городская межвузовская конференция «Иностранные языки в высшей школе в период экономической реформы». – Новосибирск: — НГЗАиУ, 1997.
  14. Творческое учебное взаимодействие и условие его обеспечения / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // «Экология человека: взаимодействие, культура и образование в современных условиях». Международная кафедра ЮНЕСКО. «Экологическое образование в Сибири» Ал.ГТУ (новый филиал). – Новосибирск, 1998, Т. 2.
  15. Преемственность в обучении иностранному языку в учебном заведении нового типа // Музыкальный лицей. Развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения. Сборник научно-методических трудов. – Новосибирск: Минкульт России. НГК им. М.И. Глинки. 1998.
  16. О некоторых аспектах среднего специального образования: учащиеся педагоги, творческое учебное взаимодействие / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Региональная научно-методическая конференция. «Довузовское образование. Проблемы и преемственность. Опыт»: — Новосибирск: НГТУ, 1999.
  17. О некоторых особенностях методики обучения иностранному языку учащихся средних специальных заведений / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Городская научно-методическая конференция преподавателей иностранных языков. «Обучение иностранным языками межкультурным коммуникациям» — Новосибирск: НГУ, 2003.
  18. Развитие творческой инициативы у студентов на занятиях по иностранному языку посредством моделирования учебных ситуаций / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // XLV научно-методическая конференция «Совершенствование структуры и содержания высшего образования». – Новосибирск: СибГУТИ, 2004.
  19. Развитие творческого потенциала на занятиях по иностранному языку студентов посредством моделирования учебных ситуаций / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Материалы XLV научно-методической конференции. «Совершенствование структуры и содержания высшего образования». – Новосибирск: СибГУТИ, 2004.
  20. Учебная ситуация как стимул в развитии творческого потенциала / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Человек и общество на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов выпуск 24, — Воронеж, 2004.
  21. Поэтапное усиление мотивации при изучении иностранных языков в рамках использования учебных ситуаций / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Материалы межвузовской научно-методической конференции «Иностранные языки в школе: реальность и перспективы». – Новосибирск, НГАВТ, 2005.
  22. Условия формирования осознанного отношения студентов к изучению иностранного языка в профессиональных целях / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Человек и общество на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. Выпуск 29, — Воронеж. ВГПУ, 2005.
  23. О некоторых аспектах педагогического мастерства / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Материалы научно-методической конференции «Инновационные технологии в обучении иностранным языкам: региональный аспект». – Новосибирск, СибАГС, 2005.
  24. Коммуникативная компетентность как одно из условий карьерного роста выпускника ВУЗа / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Человек и общество на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. Выпуск 33, — Воронеж. ВГПУ, 2006.
  25. К вопросу осознания студентами ВУЗа необходимости развития коммуникативной компетентности в учебном процессе / Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. // Международный сборник научных трудов «Философия в 21 веке», выпуск 12, — Воронеж, 2007 (стр. 240-248).
  26. Творческое учебное взаимодействие участников учебного процесса как один из факторов влияющих на развитие коммуникативной компетентности студентов / Международный сборник научных трудов «Педагогика и жизнь» выпуск 6, Воронеж, — 2008 стр. 277-285.
  27. Влияние микроклимата педагогического коллектива на эмоциональное состояние студента и его отношение к учебной деятельности / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Международный сборник научных трудов «Философия в 21 веке» выпуск 18, Воронеж, — 2009 стр. 131-141.
  28. Факторы, влияющие на формирование осознанного отношения студентов к овладению коммуникативной компетентностью для поствузовской успешной профессиональной деятельности / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Материалы VI международной научно-практической конференции: «Педагогический профессионализм в современном образовании», Часть I. Новосибирск, НГПУ-75, -2010 стр. 406-411.
  29. Педагог как режиссер учебного процесса / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Материалы LII межвузовской научно-методической конференции «Проблемы мотивации учебной деятельности студентов в условиях модернизации высшего образования», Новосибирск, ГОУВПО «СИБГУТИ», -2011 стр. 107-108.
  30. Деятельность педагога, как режиссура учебного процесса / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Международный сборник научных трудов «Педагогика и жизнь», Выпуск XV, Воронеж, 2011 стр. 5-14.
  31. Формирование у студентов статуса активного участника учебного процесса, как неотъемлимый компонент образовательного стандарта III поколения / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Материалы международной научно-практической конференции «Лингвинистическая подготовка студентов нефилологических специальных высших учебных заведений в контексте Болонского процесса и общеевропейских рекомендаций по изучению преподаванию и оцениванию языков» 29-30 сентября 2011 , — Одесса, Украина: ОНА им. Попова, издательство «ВМИ», 2011 стр. 49-52.
  32. Формирование навыков продуктивного делового общения у студентов неязыковых ВУЗов на занятиях по иностранному языку / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Материалы международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» 27 декабря 2012 г.; Прага, Чешская республика: World Press, s.r.o., 2013 стр. 356-361.
  33. Особенности реализации ВГОС третьего поколения в высшей школе / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Сборник статей международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании»: — Турция, Кемер, 29.04- 07.05 2013 , стр. 252-255.
  34. Творческая репрезентация речи как показатель уровня культуры человека и залог эффективности делового общения / Фенина Н.Г., Ильина Т.С. // Сборник статей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки» 13-14 декабря 2013 г.; г. Уфа, РИЦ БашГУ, стр. 60-65.

Творческая деятельность 

За время работы в консерватории Фениной Н.Г. было написано и поставлено 25 музыкальных спектаклей на английском языке, среди которых: “Parents are not always right”, “Mummy, I’ve fallen in love”, “А cool guy”, ”English without boarders”, “А smile of his fate”, “Musicians against gangsters”, “А stolen score” и т.д. Целью постановки спектаклей на иностранном языке является: повышение мотивации, интереса к изучению языка, углубление знаний предмета с одной стороны и снятие психологического барьера, а также формирование сценических навыков, необходимых для студентов художественных вузов – с другой.

Фенина Н.Г. является инициатором ежегодного конкурса поэтических переводов, проводимого на кафедре.

Переводческая деятельность

Наталия Григорьевна является референтом по англоязычным связям при ректорате НГК, ведущим переводчиком международных конкурсов юных скрипачей в Новосибирске, переводчиком мастер-классов, встреч, переговоров, проводимых с зарубежными специалистами-музыкантами, приезжающими в НГК.

Также принимала участие в качестве переводчика в международном фестивале современной музыки «Сибирские сезоны», в установлении связей между НГК и HIMES (Япония), выезжала за рубеж с делегациями НГК, НГАТОиБ, городской администрации.

Рецензирование 

Рецензирование пособий

  1. Пособие зав. кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Е.П. Прошкиной «В мире музыки»;
  2. Пособие доцента Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова О.Л. Петровой для аспирантов консерваторий и вузов искусств «Fame is last when life is past» для получения грифа УМО РФ;
  3. Учебно-методическое пособие для вечернего и заочного обучения студентов всех специальностей НГАСУ (авторы Т.С. Полещук, Т.И. Смирнова).
  4. Учебное пособие «Информационные технологии», подготовленное ст. преподавателем СибГУТИ И.А. Загородневой (Фенина Н.Г.) 

Рецензирование статей

  1. Кермен С.В. О некоторых вопросах контроля и оценочной шкалы в обучении // Вестник Сибирского независимого института. – Новосибирск: Сибирский независимый институт, 2011 г.
  2. Мельников Э.М. «Сравнительный анализ образовательных систем России и Великобритании».
  3. Мельников Э.М. «Культуры России и Великобритании: праздничные мероприятия, схожие черты и различия».
  4. В рамках межвузовских связей Фенину Н.Г. регулярно приглашают для рецензирования дипломных работ по специальности «Перевод и переводоведение» в Сибирский независимый институт.

Контактный телефон: 8 (383) 222-02-42