доктор искусствоведения;
профессор;
профессор кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки (с 2008 г.);
заместитель председателя диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки;
член объединенного совета Д999.025.04 на базе Дальневосточного федерального университета (Владивосток).
Общие сведения
В 1980 г. окончила c отличием Таджикский институт искусств по специальности «Музыковедение», в 1987 – аспирантуру Ташкентской консерватории, в 2003 – докторантуру НГК (научный руководитель и консультант – доктор искусствоведения, профессор С. П. Галицкая). В 2010 году прошла профессиональную переподготовку в Сибирском институте международных отношений и регионоведения по программе дополнительного профессионального образования «Международные отношения».
С 1980 по 1991 г. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в ТГИИ, в 1991–2000 гг. работала в Пермском государственном институте культуры и искусств. С 2004 г. – доцент, с 2008 г.– профессор кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории.
Педагогическая деятельность
Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на кафедре музыкального образования и просвещения:
Музыкальная психология, Педагогическая практика, Руководство выпускными квалификационными работами.
По кафедре этномузыкознания: класс по специальности «Научно-исследовательская деятельность» (специалитет, аспирантура, докторантура);
авторский факультативный курс «Музыкальная культура Ирана».
По кафедре истории музыки: класс по специальности «Научно-исследовательская деятельность» (магистратура, ассистентура, аспирантура).
Сфера научных интересов:
Научные интересы М. Н. Дрожжиной лежат в сфере музыкального востоковедения, а также проблематики музыкального краеведения. Она участник многочисленных форумов (Курск, Москва, Новосибирск, Пермь, Астана, Баку, Дамаск, Душанбе, Исфахан, Ташкент).
Тема кандидатской диссертации – «Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана» (Ленинград, 1990), докторской – «Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века» (Новосибирск, 2005).
Научно-организационная деятельность
В рамках международной деятельности ведет педагогическую и организационно-методическую работу (консультирование и руководство диссертациями, проведение мастер-классов, председатель ГЭК и конкурсных жюри) в музыкальных вузах Таджикистана и Казахстана. Член диссертационного совета НГК и объединенного совета на базе Дальневосточного федерального университета. Выполняет экспертизы, оппонентские отзывы на диссертационные исследования.
Редакционная деятельность
Член редакционной коллегии:
1. научного журнала «Вестник музыкальной науки» (Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки);
2. научного журнала Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского)
3. научного журнала ARTE (Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского).
Публикации:
Диссертационные исследования
- Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана: Дис. … канд. иск-я. — Ташкент, 1990. – 169 с.
- Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века: Дис. …доктора иск-я. — Новосибирск, 2005. – 346 с.
Книги, брошюры, учебные, учебно-методические пособия и программы
- Хрестоматия по полифонии на материале произведений композиторов Таджикистана (учебное пособие). — Душанбе, 1990. – 45 с. (в соавторстве с Ю.Г. Мамедовым и М.М. Хасановой)
- Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века (монография). — Новосибирск, 2004. – 280 с.
- Проблемы методологии в изучении молодых национальных композиторских школ Востока: Методические рекомендации (учебно-методическое пособие). — Новосибирская государственная консерватория (академия) им.М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – 31 с.
- Молодые национальные композиторские школы Востока: Высказывания композиторов о проблемах творческого процесса (учебное пособие). — Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – 20 с.
- К изучению молодых национальных композиторских школ Востока: систематизированный список литературы и методические рекомендации по работе с ним (учебно-методическое пособие). — Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – 52 с.
- Авторский курс «Музыкальная культура Ирана» (учебно-методический комплекс дисциплины).- Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011.
- Религиозно-музыкальные традиции мусульман Сибири // Музыкальная культура Сибири: учеб.-метод. пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. – Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки. – 2012. – С. 43-46.
- Музыкальная психология (ФОС, специалитет) / Рукопись. — Новосибирск, 2017. — 45 с.
- Зиёдулло Шахиди и формирование таджикской композиторской школы //… И посвятили себя музыке: коллективная монография / М. Дрожжина, Л. Джуманова, С. Давлатова, Т. Любомирская. — Москва: Композитор, 2018. — С. 3 — 39.
Научные статьи
В журналах, рецензируемых ВАК, а также включенных в базы данных Scopus и Web of Sciense
- Национальные композиторские школы: к проблеме типологизации // Музыковедение. – 2004. ‑ № 2. ‑ С. 7-16.
- Об одной тенденции в изучении музыкальной культуры Ирана // Проблемы музыкальной науки. — № 1 (10), 2012. – С. 174-177.
- Теория социальных эстафет» М.А. Розова и ее значение для современного этномузыкознания // Идеи и идеалы. – №2 (12), 2012.- Т. 2. – С. 136-141.
- О поэтике Джалолиддина Руми в композиторском творчестве // Вестник Томского государственного университета. – № 360. Июль 2012. — С. 65-69.
- Становление современной хоровой исполнительской школы (на примере Кемеровской области) // Обсерватория культуры. № 1, 2015. – С. 94-99 (в соавторстве с Поморцевой Н.В.).
- О статусе фуги в музыкознании // Проблемы музыкальной науки. — № 2, 2015. С. 28-33 (в соавторстве с Тончук П.О.).
- О роли традиционных инструментов в опусах композиторов молодых национальных композиторских школ //Вестник музыкальной науки. – №4, 2017. – С. 63-69.
- У истоков персианы в русской музыке: ещё раз о персидском хоре из «Руслана и Людмилы» // Идеи и идеалы. – №4, 2017. – С. 113-124.
- О развитии теории восточных школ (на примере деятельности таджикского композитора З. Шахиди) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия Сборник трудов Международной научной конференции 23–28 апреля 2017 года. -МГИМ им. А.Г. Шнитке. – С. 675-688. Web of Science Core Collection.
- Sufi Symbolism in Tolib Shakhidi’s Televised Ballet The Rubaiyat of Omar Khayyam (Суфийская символика в теле-балете Т. Шахиди «Рубаи Хайяма» (на англ. яз)) // Проблемы музыкальной науки. – №1, 2018. – С. 66-73 (в соавторстве с Давлатовой С.Д.).
- Школа в каноническом музыкальном искусстве и современность (на примере деятельности Академии макома в Таджикистане) // Вестник музыкальной науки.-2019 № 2. — С. 85-90.
- Фрактальный подход к анализу системы региональных академических музыкальных традиций // Вестник музыкальной науки. – 2019. № 4. – С. 167-180 (в соавторстве с Царевой Е.С.).
- Примадонна новосибирской оперы Надежда Первозванская: возвращенное имя // Вестник музыкальной науки. – 2020. №1. – С. 116-123 (в соавторстве с Дитенбиром В.В.).
- Новосибирская вокальная региональная школа как состоявшийся феномен // Вестник музыкальной науки». – 2021. №2. – С. 184-196 (в соавторстве с Дитенбиром В.В.).
- Развитие музыкально-эстетических воззрений Хазрата Инайят-Хана в композиторском творчестве его сына – Хидайята Инайят-Хана // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9. №4. – С.71-83 (в соавторстве с Овчинниковым С.А).
- Традиционное искусство пения в контексте современного музыкального образования Сирии //Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10. № 2. С. 175-186 (в соавторстве с Алхамви М.).
Прочие статьи
- Пути становления и развития многоголосия на почве восточных монодийных культур // Известия АН Тадж. ССР. – 1987, №4. – С. 38-45.
- Молодые композиторские школы и проблема периферии в культуре // Периферия в культуре: Материалы международной конференции. – Новосибирск, 1994. – С. 38-44.
- Школа как феномен развития музыкального профессионализма // Творчество в образовании, культуре, искусстве: Творчество в образовании, культуре, искусстве: Материалы междунар. науч. конф. в честь 25-летия Перм. гос.ин-та искусства и культуры. – Пермь, 2000. – С. 56-58.
- Реконструкция в контексте проблемы композитор-фольклор // Новые направления в научной и исполнительской реконструкции древнейших памятников традиционной танцевальной и певческой культуры народов мира: доклады междунар. конф. – Новосибирск, 2001. – С. 16-21.
- Восток-Запад: два типа реконструкции в контексте проблемы композитор-фольклор // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы международной научной конференции. – Новосибирск, 2002. С. 255-263.
- Феномен молодой национальной композиторской школы в контексте проблем современного музыкознания // Сибирский музыкальный альманах. 2001. – Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 2002. – С. 54-59.
- Художественная школа в каноническом искусстве: онтологический аспект // Музыка и ритуал: Материалы междунар. конф. — Новосибирск, 2004. – С. 56-71.
- Роль восточной монодии в формировании специфики композиторского многоголосия // Сибирский музыкальный альманах. 2003. — Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки.‑ Новосибирск 2004. ‑ С. 137-145.
- С. Прокофьев и Пермь // Культурологическое образование: историческая перспектива и современные тенденции: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф., посв. 100-летию Д.С. Лихачева. – Пермь, 2006. — С. 17-19 (в соавторстве с Е.Н. Зенковой ).
- Два типа профессионализма в музыкальной культуре Ирана (композиторское творчество и традиционная школа) // Иран-намэ. – № 1,2. – 2007. – с. 89-94.
- Принцип ротации как основа отношений центра и провинции (на примере музыкальной жизни Перми на рубеже XIX – XX веков) // История и теория культуры в вузовском образовании: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. Е.М. Тазиевой, В.А. Баранова. Новосиб. гос. ун-т . — Новосибирск, 2008. – С. 202-209 (в соавторстве с И.П. Козловской).
- Сосуществование двух типов музыкального профессионализма (традиционного и композиторского) как фактор стабилизации культурного комплекса современной неевропейской культуры // Глобализация и справедливость / Материалы международной конференции – Рос. гос. Университет Дружбы народов, Москва, 2007. – С. 407-419.
- Композиторский тип профессионализма как элемент современной музыкальной культуры Ирана // Музыка народов мира: Проблемы изучения. – Вып. 1. Материалы международных научных конференций. – Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Москва, 2008. – С. 202-215.
- К изучению роли русских композиторов на начальном этапе формирования молодых национальных композиторских школ // Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление / Сб-к м-лов Всерос. научной конференции. – Новосибирск, 2008. – С. 259-264.
- Джалал-ад-дин Руми в сочинениях современных композиторов // Ирано-Славика — № 3. – 2008. – С. 52-55.
- Саволина Паисиевна Галицкая // Сибирский музыкальный альманах-2005. – Новосибирск, 2009. – С. 255-257.
- Персидская парадигма в поэзии русского романса // Фалак ва масъалахои таърихи-назариявии мусикии точик. – Душанбе: Адиб. – 2009. – С. 188-196.
- Поэтика как ключ к пониманию особенностей влияния творчества Дж.Руми на произведения современных композиторов // Культура таджиков и ее значение в истории народов Центральной Азии и Ближнего Востока. – Душанбе: Ирфон, 2010. – С. 456-465.
- О научном издании «Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных композиторских школ» // Якутия музыкальная. – 2010. №3. – С.61.
- К проблеме изучения традиций в современной восточной музыкальной культуре // Музыка тюркских народов: своеобразие и вопросы популяризации / Сб. статей и мат-лов междунар. науч.-практ. семинара. – Алматы, 2011. – С. 31-37.
- Музыкальные традиции мусульман в городской среде // Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема / Сб. статей. — Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – С. 54-63.
- Персидские штудии М.И. Глинки (о конкретном в «обобщенном русском Востоке») // Родная земля: образ и идея русской культуры /сборник докладов VIII Всерос студ. научно- практич. конф. 21-22 ноября 2012 г. – Курск, 2012. – С. 69-78.
- Зиёдулло Шахидӣ ва ташаккули мактаби композитории тоҷик // Зиёдулло Шаҳидӣ ва суннатҳои бадеии мусиқии тоҷик (ZiyodullaShahidiandartistictraditionsofTajikmusic). –Душанбе: Чопхонаи Дониш, 2015. – С. 104-131.
- С.П. Галицкая – исследователь и педагог. — Буклет Междунар. науч. конф. «Этномузыкознание в XXI веке», посв. 25-летию каф. этномуз-я НГК им. М.И. Глинки и юбилею д-ра иск-я, профессора С.П. Галицкой. Новосибирск, 2015.
- Тухфа Фазилова дар сарогози операи точик // Анъана меросбари дар фарганги театрию мусикии мардумони осиёи маркази: дируз ва имруз. – Душанбе, 2017. – с. 65-80.
- Дамир Дустмухамедов: композитор-полифонист //Дамир Дӯстмухаммадов ва мусиқии касбии тоҷик. – Душанбе: Дониш, 2017. – С. 27-36.
- Композиторская школа в контексте музыкальной культуры Таджикистана (вопросы истории и теории) // История и теория искусств таджикского народа. — Душанбе: Дониш, 2018. — стр.107-122.
- Опера «Борбад»: новое рождение легендарного образа // Борбад и классические традиции в музыкальной культуре Центральной Азии. — Душанбе, 2019. — С. 479-494.
- Опера «Борбад»: новое рождение легендарного образа // Борбад и классические традиции в музыкальной культуре Центральной Азии. – Душанбе: Дониш, 2019. С. 479-494.
- Флейта (най) и ее образ в суфийской поэзии // Музыкальная культура глазами молодых ученых. Вып. 15 / Ред.-сост. Н. И. Верба, научн. ред. Р. Г. Шитикова. – СПб.: Астерион, 2020. С. 127-133 (в соавторстве с Ардашерзода К.).
- Оперное вокальное исполнительство в Китае (в контексте проблемы Восток-Запад) // Россия – Япония – КНР – Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества / сб. материалов Междунар. конф. (25-26 сентября 2020). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки , 2020. – С. 75-83 (в соавторстве с Ли Кэ).
- Музыкальная драма как универсальный самодостаточный феномен в творчестве композиторов восточных школ // А.В. Затаевич и проблемы музыкального наследия народов мира. – материалы VIII Международной конференции «Музыка народов мира. Проблемы изучения: сохранение культурного наследия (к 150-летию со дня рождения А. В. Затаевича)». – Москва, МГК им. П.И. Чайковского и Казахская госконсерватория им. Курмангазы. 11-12 октября 2019 года. – Алматы: Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, 2021. – С. 236-246.
- Таджикская национальная композиторская школа на современном этапе: проблемы и пути развития // Таджикистан в процессе истории /Проблемы культуры и искусства. – Душанбе: Дониш, 2021 – С. 534-549.
- Образ великого певца и этика зороастризма в опере Мустафо Бафоева «Борбад» //Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том 27: по материалам VIII Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART VIII». 16 ноября 2021 года / Редактор-составитель А.И. Демченко. − Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2022. – 334 с.
- Традиционный инструмент как концепт национальной культуры в композиторском опусе» // Azərbaycan etnomusiqişünaslığı 1921-2021 illər. Üzeyir Hacıbəyli adına Bakı Musiqi Akademiyasının 100 illik yubileyi münasibətilə. Bakı, «OL» MMC mətbəəsi – Баку, 2021. – С. 239-246.
- Посвящение учителю. “Рапсодия-диалоги” Толиба Шахиди на темы-интонации Арама Хачатуряна //Толибхон Шахиди. Четки памяти. – М.: Композитор, 2022. – С. 30-45.
- Полимодальность образа-символа в cинтетическом искусстве хореографии (на примере суфийской символики в теле-балете «Рубаи Хайяма» Т. Шахиди // Вопросы музыкальной синестетики : история, теория, практика : сб. науч. ст. Вып. 4. – Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2022. – 254.
тезисы конференций
- Тематизм и тональные планы в фугах композиторов Таджикистана (тезисы) // Тезисы докладов VI искусствоведческой конференции молодых ученых. – Ташкент, 1987.– С. 28-30.
- Фуга в творчестве композиторов Таджикистана (тезисы) // Тезисы докладов IX региональной научно-теоретической конференции аспирантов, соискателей вузов и НИИ культуры и искусства. – Душанбе, 1987.– С. 96-99.
- Полифонические формы в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана (тезисы) // Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. – Душанбе, 1989. – С. 82-86.
- Прием контрапунктирования с усулем в инструментальном творчестве композиторов Таджикистана (тезисы) // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. – Душанбе, 1989. – С. 11-15.
- К вопросу формирования музыкального вкуса подростков (тезисы) // Подростки и библиотека: Сообщения и тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь, 1993. – С. 33-35.
- Принцип предметной интеграции – основа для коренной перестройки системы эстетического воспитания в общеобразовательной школе (тезисы) // Культура. Искусство. Человек: Сб. науч. ст., тез., докл. и сообщений. – Пермь, 1995. – Т. 2. – С. 96-98.
- О разработке экспериментального курса «Музыкальное краеведение» для студентов вузов искусств и культуры и его роли в изучении музыкальной культуры региона (тезисы) // Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика: Сб. ст., тез., докл. и сообщ. науч. практ. Конф. – Пермь, 1996. – с. 56-58.
- Романтическая образная сфера симфонической поэмы в творчестве композиторов молодых национальных школ (тезисы) // Эмоции, творчество, искусство: Материалы международного симпозиума. – Пермь, 1997. – С. 36-37.
- Роль русской композиторской школы в формировании молодых национальных школ (тезисы) // Славянский мир в контексте диалога культур: Материалы III междунар. науч. конф. – Пермь, 1998. – С. 147-148.
- Феномен «школы» в двух типах музыкального профессионализма — каноническом (устная традиция) и неканоническом (композиторское творчество) (тезисы) // Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусств и культуры накануне XXI века: Тез. докл. и сообщ. науч.,науч.-метод.и науч.-практ. конф. ПГИИК 1998-1999 г.г. – Пермь, 2000. – С. 55-56.
Руководство диссертационными исследованиями:
- Козловская И.П. Музыкальная жизнь уральской провинции конца XIX – начала XX веков (на примере Пермского края), 2008 г.
- Поморцева Н.В. Развитие академического хорового исполнительства в Кемеровской области (в контексте музыкальной жизни индустриального региона), 2013 г.
- Рахимов К.С. (в качестве научного консультанта). Таджикская версия эпоса «Гуругли» в традициях школы Хикмата Ризо, 2014 г.
- Тончук П.О. Фуга как универсальный художественный концепт (на примере фуг из цикла Ф. Бахора «Рисунки по шелку», 2016 г.
- Давлатова С.Д. «Суфийская тема в творчестве таджикского композитора Толиба Шахиди», 2020 г.
- Дитенбир В.В. Оперное вокальное исполнительство в Новосибирске: вопросы истории и художественной практики, 2021.
Научное консультирование докторских диссертаций:
- Азизи Ф.А. Маком и фалак как явления профессиональной музыкальной культуры таджиков, 2009 г.
- Айзенштадт С.А. Фортепианные школы стран дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики, 2015 г.
Официальные отзывы на диссертации:
кандидатские диссертации
- Соснова Н.Г. «Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм». — Новосибирск, 2007 (отзыв официального оппонента).
- Корнелюк Т.А. «Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы (на материале отечественной музыкальной науки)». — Новосибирск, 2007 (отзыв официального оппонента).
- Мазиков А.А. «Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма». — Санкт-Петербург, 2008 (отзыв ведущей организации).
- Бакаева И.А. «Балетные сцены в казахской опере: к проблеме жанровых взаимодействий». — Новосибирск, 2009 (отзыв официального оппонента).
- Монгуш А.Д. «Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект». — Новосибирск, 2009 (отзыв официального оппонента).
- Сараева С. В. «Песенные жанры миннезанга». — Новосибирск, 2010 (отзыв официального оппонента).
- Рахимова Д.А. «Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова». — Санкт-Петербург, 2012 (отзыв ведущей организации).
- Шаяхметова А.К. «Музыкальный аспект культовой практики ислама (на примере Джума-намаза». — Новосибирск, 2012 (отзыв официального оппонента).
- Коккезова А.М. «Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века». — Ростов-на-Дону, 2017 (отзыв ведущей организации).
- А. Таттитбайкызы. «Казахский кобыз в его становлении и эволюции в процессе развития национальной музыкальной культуры». – Санкт- Петербург, 2022. (отзыв ведущей организации).
докторские диссертации
- Алябьева А.Г. «Традиционная инструментальная музыка Индонезии в контексте мифопоэтических представлений». — Новосибирск, 2009 (отзыв официального оппонента).
- Тосин С.Г. «Колокольный звон в России: традиция и современность». — Новосибирск, 2010 (отзыв официального оппонента).
- Юдина В.И. «Музыкальная культура Российской провинции (от зарождения до начала ХХ века). — Санкт-Петербург, 2013 (отзыв ведущей организации).
отзывы на авторефераты диссертаций
- Павлова Т.В. « «Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект)»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Новосибирск, 1997.
- Мазур О.В. «Медвежий праздник казымских хантов как жанрово-стилевая система»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Новосибирск, 1997.
- Данилова И.В. «Этапы развития чувашской профессиональной музыки: к проблеме становления национальной композиторской школы» : автореферат дис. … канд. иск-я. — Москва, 2003.
- Крапивина И.В. «Проблемы формообразования в музыкальном минимализме»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Новосибирск, 2003.
- Шаров К.С. «Музыка как средство формирования национальных сообществ»: автореферат дис. … канд. иск-я 2005.
- Бушуева Л. И. «Феномен обработки чувашской народной песни в творчестве композиторов: к проблеме композиторского фольклоризма»: автореф. дис. … канд. иск-я. — Казань, 2008.
- Башарова Р.И. «Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдуллиной»: Автореф. дисс. … канд. иск. — Магнитогорск, 2008.
- Нгуен Лантуат «Традиционный театр в современной культуре Вьетнама»: автореф. дис. … доктора иск-я. — Санкт-Петербург, 2009.
- Галиахметова А.Ю. «Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Москва, 2011.
- Кривошей И.М. «Когнитивная философия русского романса»: автореферат дис. … доктора иск-я. — Саратов, 2016.
Диссертации научно-исполнительской аспирантуры:
- Конкина О.Б.: Работа над вокальной дикцией в аспекте совместной деятельности педагога-вокалиста и логопеда. — 2012.
- Хекоян Е.Л.: Женские образы в операх Дж. Пуччини: проблемы вокально-сценической интерпретации. — 2012.
- Молчанов М.Ю.: Камерно-инструментальное творчество новосибирских композиторов. — 2012.
- Гражданова М.А.: Фортепианные циклы таджикских композиторов для детей.- 2014.
- Гражданов И.А.: Симфоническая музыка в фортепианных транскрипциях: вопросы истории, теории и исполнительской практики. — 2014.
Подготовка к конкурсам и фестивалям обучающихся, получивших звания лауреатов или дипломантов:
- Подготовка докладов со студенткой II курса ТКФ С. Давлатовой и аспиранткой Е.Хекоян для участия в конференции: «Интеллектуальный потенциал Сибири» (Новосибирск, 2011). Оба доклада — II место в основной (областной) номинации.
- Подготовка доклада со студенткой III курса ТКФ С. Давлатовой для участия в конференции: «Интеллектуальный потенциал Сибири» (Новосибирск, 2012). I место в основной (областной) номинации.
- Подготовка работы со студенткой 5 курса ТКФ С. Давлатовой – I место на Международном конкурсе научных работ (Москва, Российская академия музыки им. Гнесиных) в номинации «Современная музыка». Тема работы: «Идеи и поэтика суфизма в творчестве Толиба Шахиди».
Деятельность в качестве члена редакционной коллегии в следующих изданиях:
- Новосибирская консерватория – 50 лет. – Энциклопедический словарь. — Новосибирск: Новосиб. гос. конс-я (академия) им. М.И. Глинки. – 2006. – 400 с. 48 п.л. Гл. ред. Б.А. Шиндин.
- Сибирский музыкальный альманах-2006. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. –2009, 226 с. 28 п.л. Гл. ред. Б.А. Шиндин; Н.С. Бажанов, С.П. Галицкая, Е.Г. Гуренко, Т.А. Роменская.
- Сибирский музыкальный альманах-2007. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. –2010.-232 с. 29 п.л. Гл. ред. Б.А. Шиндин; Н.С. Бажанов, С.П. Галицкая, Е.Г. Гуренко, Т.А. Роменская.
- Вестник музыкальной науки. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория имени М.И. Глинки (направление — музыкальное востоковедение). Гл. ред. Б.А. Шиндин.
- Борбад и классические традиции в музыкальной культуре Центральной Азии. — Душанбе: Дониш, 2019. — 584 с.
Научное редактирование монографий и сборников статей
- Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования детей и юношества. – Сб. науч. ст.,тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. 18 марта 1995. — Пермь: ПГИиК, 1995. — 64 с. (совм. с. В.А. Созиновым, Л.А. Кузьминой, Н.Б. Зубаревой).
- Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика. – Сб.ст., тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. 2 апр.1996. — Пермь: ПГИиК, 1996. 94 с. (совм. с. З.Е. Воробьевой, Л.А. Кузьминой, Н.Б. Зубаревой).
- И.П. Козловская. Музыкальная жизнь уральской провинции конца XIX – начала XX веков (на примере Пермского края) (монография). — Пермь: ПГИиК, 2008. — 264 с.
- Ф.А. Азизи. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков (монография).-Душанбе: Адиб, 2009.- 398 с.
- Саволина Галицкая, Анна Плахова. Монодия: проблемы теории (монография). – М.: Academia, 2013.–320 c.
- С.А. Айзенштадт. Фортепианные школы стран дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики (моография). — Владивосток: Дальнаука, 2015. – 247 с.
- Тончук П.О. Фуга как универсальный художественный концепт. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2020. – 267 с.
титульное рецензирование монографий и сборников статей
- И.В. Белоносова. Музыкальная культура Читы (монография). — Красноярск, 2007. — 162 с.
- В.Ф. Третьяченко. — Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства (монография). – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2011. — 336 с.
- О.В. Ярош. Феномен монотематизма в западноевропейской романтической музыке в контексте теории метаморфоз И.-В.Гете (монография).– Красноярск, 2012. – 174 с.
- Ш. О. Мирзоева. Таджикская опера: этапы становления и приоритеты оперной сферы (монография). – Душанбе: ТНК им. Т. Саттарова, 2012. – 258 с.
- С.Ю. Лысенко. Опера М. Мусорского «Борис Годунов» как синтетический художественный текст (монография). — Хабаровск: ХГИИК, 2012. – 208 с.
- С.Ю. Лысенко. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре (монография). – Хабаровск: ХГИИК, 2013. – 340 с.
- Д.А. Рахимова. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова (монография). – Волгоград: МИРИА, 2013. – 208 с.
- С.Г. Тосин. Многовещий звон колоколов. Сб-к статей. Новосибирск, НГК им. М.И. Глинки, 2014. – 160 с.
- Ф.А. Ульмасов. Многомерность восточной монодии в контексте сольного вокально-инструментального музицирования: на материале таджикской и узбекской традиционной музыки (монография). – Душанбе.: Истеъдод, 2017. – 320 с.
- Поморцева Н.В. История хорового исполнительства в Кемеровской области: учебное пособие. — Кемерово, КемГИК, 2018. — 135 с.
- Айзенштадт С. А. Работа над выпускным рефератом: учебное пособие. — Владивосток, ДВГИИ, 2019. — 64 с.
- Лосева С.Н. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в композиторском творчестве. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – 245 с.
- Коляденко Н. П. Музыкальность в системе искусств: синергетический аспект. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2022 — 153 с.
Награды:
- Почетная грамота Министерства культуры Новосибирской области (2016)
- Благодарность Министерства образования Республики Таджикистан (2010)
- Диплом Акимата (мэрии) г. Астаны за участие в Фестивале тюркской музыки «Астана-Аркау» (2010)
- Диплом Акимата (мэрии) г. Астаны за участие в Фестивале тюркской музыки «Астана-Аркау» (2011)