ДРОЖЖИНА МАРИНА НИКОЛАЕВНА

доктор искусствоведения;
профессор;
профессор кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки (с 2008 г.);
заместитель председателя диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки;
член объединенного совета Д999.025.04 на базе Дальневосточного федерального университета (Владивосток).

 

Общие сведения

В 1980 г. окончила c отличием Таджикский институт искусств по специальности «Музыковедение», в 1987 – аспирантуру Ташкентской консерватории, в 2003 – докторантуру НГК (научный руководитель и консультант – доктор искусствоведения, профессор С. П. Галицкая). В 2010 году прошла профессиональную переподготовку в Сибирском институте международных отношений и регионоведения по программе дополнительного профессионального образования «Международные отношения».

С 1980 по 1991 г. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в ТГИИ, в 1991–2000 гг. работала в Пермском государственном институте культуры и искусств. С 2004 г. – доцент, с 2008 г.– профессор кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории.

Педагогическая деятельность

Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на кафедре музыкального образования и просвещения:

Музыкальная психология, Педагогическая практика, Руководство выпускными квалификационными работами.
По кафедре этномузыкознания: класс по специальности «Научно-исследовательская деятельность» (специалитет, аспирантура, докторантура);
авторский факультативный курс «Музыкальная культура Ирана».
По кафедре истории музыки: класс по специальности «Научно-исследовательская деятельность» (магистратура, ассистентура, аспирантура).

Сфера научных интересов:

Научные интересы М. Н. Дрожжиной лежат в сфере музыкального востоковедения, а также проблематики музыкального краеведения. Она участник многочисленных форумов (Курск, Москва, Новосибирск, Пермь, Астана, Баку, Дамаск, Душанбе, Исфахан, Ташкент).

Тема кандидатской диссертации – «Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана» (Ленинград, 1990), докторской – «Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века» (Новосибирск, 2005).

Научно-организационная деятельность 

В рамках международной деятельности ведет педагогическую и организационно-методическую работу (консультирование и руководство диссертациями, проведение мастер-классов, председатель ГЭК и конкурсных жюри) в музыкальных вузах Таджикистана и Казахстана. Член диссертационного совета НГК и объединенного совета на базе Дальневосточного федерального университета. Выполняет экспертизы, оппонентские отзывы на диссертационные исследования.

Редакционная деятельность

Член редакционной коллегии:

1. научного журнала «Вестник музыкальной науки» (Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки);

2. научного журнала Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского)

3. научного журнала ARTE (Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского).

Публикации:

Диссертационные исследования

  1. Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана: Дис. … канд. иск-я. — Ташкент, 1990. – 169 с.
  2. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века: Дис. …доктора иск-я. — Новосибирск, 2005. – 346 с.

Книги, брошюры, учебные, учебно-методические пособия и программы

  1. Хрестоматия по полифонии на материале произведений композиторов Таджикистана (учебное пособие). — Душанбе, 1990. – 45 с. (в соавторстве с Ю.Г. Мамедовым и М.М. Хасановой)
  2. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века (монография). — Новосибирск, 2004. – 280 с.
  3. Проблемы методологии в изучении молодых национальных композиторских школ Востока: Методические рекомендации (учебно-методическое пособие). — Новосибирская государственная консерватория (академия) им.М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – 31 с.
  4. Молодые национальные композиторские школы Востока: Высказывания композиторов о проблемах творческого процесса (учебное пособие). — Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – 20 с.
  5. К изучению молодых национальных композиторских школ Востока: систематизированный список литературы и методические рекомендации по работе с ним (учебно-методическое пособие). — Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – 52 с.
  6. Авторский курс «Музыкальная культура Ирана» (учебно-методический комплекс дисциплины).- Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011.
  7. Религиозно-музыкальные традиции мусульман Сибири // Музыкальная культура Сибири: учеб.-метод. пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. – Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки. – 2012. – С. 43-46.
  8. Музыкальная психология (ФОС, специалитет) / Рукопись. — Новосибирск, 2017. — 45 с.
  9. Зиёдулло Шахиди и формирование таджикской композиторской школы //… И посвятили себя музыке: коллективная монография / М. Дрожжина, Л. Джуманова, С. Давлатова,  Т. Любомирская. — Москва: Композитор, 2018. — С. 3 — 39.

Научные статьи
В журналах, рецензируемых ВАК, а также включенных в базы данных Scopus и Web of Sciense

  1. Национальные композиторские школы: к проблеме типологизации // Музыковедение. – 2004. ‑ № 2. ‑ С. 7-16.
  2. Об одной тенденции в изучении музыкальной культуры Ирана // Проблемы музыкальной науки. — № 1 (10), 2012. – С. 174-177.
  3. Теория социальных эстафет» М.А. Розова и ее значение для современного этномузыкознания // Идеи и идеалы. – №2 (12), 2012.- Т. 2. – С. 136-141.
  4. О поэтике Джалолиддина Руми в композиторском творчестве // Вестник Томского государственного университета. – № 360. Июль 2012. — С. 65-69.
  5. Становление современной хоровой исполнительской школы (на примере Кемеровской области) // Обсерватория культуры. № 1, 2015. – С. 94-99 (в соавторстве с Поморцевой Н.В.).
  6. О статусе фуги в музыкознании // Проблемы музыкальной науки. — № 2, 2015. С. 28-33 (в соавторстве с Тончук П.О.).
  7. О роли традиционных инструментов в опусах композиторов молодых национальных композиторских школ //Вестник музыкальной науки. – №4, 2017. – С. 63-69.
  8. У истоков персианы в русской музыке: ещё раз о персидском хоре из «Руслана и Людмилы» // Идеи и идеалы. – №4, 2017. – С. 113-124.
  9. О развитии теории восточных школ (на примере деятельности таджикского композитора З. Шахиди) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия Сборник трудов Международной научной конференции 23–28 апреля 2017 года. -МГИМ им. А.Г. Шнитке. – С. 675-688. Web of Science Core Collection.
  10. Sufi Symbolism in Tolib Shakhidi’s Televised Ballet The Rubaiyat of Omar Khayyam (Суфийская символика в теле-балете Т. Шахиди «Рубаи Хайяма» (на англ. яз)) // Проблемы музыкальной науки. – №1, 2018. – С. 66-73 (в соавторстве с Давлатовой С.Д.).
  11. Школа в каноническом музыкальном искусстве и современность (на примере деятельности Академии макома в Таджикистане) // Вестник музыкальной науки.-2019 № 2. — С. 85-90.
  12. Фрактальный подход к анализу системы региональных академических музыкальных традиций // Вестник музыкальной науки. – 2019. № 4. – С. 167-180 (в соавторстве с Царевой Е.С.).
  13. Примадонна новосибирской оперы Надежда Первозванская: возвращенное имя // Вестник музыкальной науки. – 2020. №1. – С. 116-123 (в соавторстве с Дитенбиром В.В.).
  14. Новосибирская вокальная региональная школа как состоявшийся феномен // Вестник музыкальной науки». – 2021. №2. – С. 184-196 (в соавторстве с Дитенбиром В.В.).
  15. Развитие музыкально-эстетических воззрений Хазрата Инайят-Хана в композиторском творчестве его сына – Хидайята Инайят-Хана // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9. №4. – С.71-83 (в соавторстве с Овчинниковым С.А).
  16. Традиционное искусство пения в контексте современного музыкального образования Сирии //Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10. № 2. С. 175-186 (в соавторстве с Алхамви М.).

Прочие статьи

  1. Пути становления и развития многоголосия на почве восточных монодийных культур // Известия АН Тадж. ССР. – 1987, №4. – С. 38-45.
  2. Молодые композиторские школы и проблема периферии в культуре // Периферия в культуре: Материалы международной конференции. – Новосибирск, 1994. – С. 38-44.
  3. Школа как феномен развития музыкального профессионализма // Творчество в образовании, культуре, искусстве: Творчество в образовании, культуре, искусстве: Материалы междунар. науч. конф. в честь 25-летия Перм. гос.ин-та искусства и культуры. – Пермь, 2000. – С. 56-58.
  4. Реконструкция в контексте проблемы композитор-фольклор // Новые направления в научной и исполнительской реконструкции древнейших памятников традиционной танцевальной и певческой культуры народов мира: доклады междунар. конф. – Новосибирск, 2001. – С. 16-21.
  5. Восток-Запад: два типа реконструкции в контексте проблемы композитор-фольклор // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы международной научной конференции. – Новосибирск, 2002. С. 255-263.
  6. Феномен молодой национальной композиторской школы в контексте проблем современного музыкознания // Сибирский музыкальный альманах. 2001. – Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 2002. – С. 54-59.
  7. Художественная школа в каноническом искусстве: онтологический аспект // Музыка и ритуал: Материалы междунар. конф. — Новосибирск, 2004. – С. 56-71.
  8. Роль восточной монодии в формировании специфики композиторского многоголосия // Сибирский музыкальный альманах. 2003. — Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки.‑ Новосибирск 2004. ‑ С. 137-145.
  9. С. Прокофьев и Пермь // Культурологическое образование: историческая перспектива и современные тенденции: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф., посв. 100-летию Д.С. Лихачева. – Пермь, 2006. — С. 17-19 (в соавторстве с Е.Н. Зенковой ).
  10. Два типа профессионализма в музыкальной культуре Ирана (композиторское творчество и традиционная школа) // Иран-намэ. – № 1,2. – 2007. – с. 89-94.
  11. Принцип ротации как основа отношений центра и провинции (на примере музыкальной жизни Перми на рубеже XIX – XX веков) // История и теория культуры в вузовском образовании: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. Е.М. Тазиевой, В.А. Баранова. Новосиб. гос. ун-т . — Новосибирск, 2008. – С. 202-209 (в соавторстве с И.П. Козловской).
  12. Сосуществование двух типов музыкального профессионализма (традиционного и композиторского) как фактор стабилизации культурного комплекса современной неевропейской культуры // Глобализация и справедливость / Материалы международной конференции – Рос. гос. Университет Дружбы народов, Москва, 2007. – С. 407-419.
  13. Композиторский тип профессионализма как элемент современной музыкальной культуры Ирана // Музыка народов мира: Проблемы изучения. – Вып. 1. Материалы международных научных конференций. – Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Москва, 2008. – С. 202-215.
  14. К изучению роли русских композиторов на начальном этапе формирования молодых национальных композиторских школ // Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление / Сб-к м-лов Всерос. научной конференции. – Новосибирск, 2008. – С. 259-264.
  15. Джалал-ад-дин Руми в сочинениях современных композиторов // Ирано-Славика — № 3. – 2008. – С. 52-55.
  16. Саволина Паисиевна Галицкая // Сибирский музыкальный альманах-2005. – Новосибирск, 2009. – С. 255-257.
  17. Персидская парадигма в поэзии русского романса // Фалак ва масъалахои таърихи-назариявии мусикии точик. – Душанбе: Адиб. – 2009. – С. 188-196.
  18. Поэтика как ключ к пониманию особенностей влияния творчества Дж.Руми на произведения современных композиторов // Культура таджиков и ее значение в истории народов Центральной Азии и Ближнего Востока. – Душанбе: Ирфон, 2010. – С. 456-465.
  19. О научном издании «Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных композиторских школ» // Якутия музыкальная. – 2010. №3. – С.61.
  20. К проблеме изучения традиций в современной восточной музыкальной культуре // Музыка тюркских народов: своеобразие и вопросы популяризации / Сб. статей и мат-лов междунар. науч.-практ. семинара. – Алматы, 2011. – С. 31-37.
  21. Музыкальные традиции мусульман в городской среде // Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема / Сб. статей. — Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2011. – С. 54-63.
  22. Персидские штудии М.И. Глинки (о конкретном в «обобщенном русском Востоке») // Родная земля: образ и идея русской культуры /сборник докладов VIII Всерос студ. научно- практич. конф. 21-22 ноября 2012 г. – Курск, 2012. – С. 69-78.
  23. Зиёдулло Шахидӣ ва ташаккули мактаби композитории тоҷик // Зиёдулло Шаҳидӣ ва суннатҳои бадеии мусиқии тоҷик (ZiyodullaShahidiandartistictraditionsofTajikmusic). –Душанбе: Чопхонаи Дониш, 2015. – С. 104-131.
  24. С.П. Галицкая – исследователь и педагог. — Буклет Междунар. науч. конф. «Этномузыкознание в XXI веке», посв. 25-летию каф. этномуз-я НГК им. М.И. Глинки и юбилею д-ра иск-я, профессора С.П. Галицкой. Новосибирск, 2015.
  25. Тухфа Фазилова дар сарогози операи точик // Анъана меросбари дар фарганги театрию мусикии мардумони осиёи маркази: дируз ва имруз. – Душанбе, 2017. – с. 65-80.
  26. Дамир Дустмухамедов: композитор-полифонист //Дамир Дӯстмухаммадов ва мусиқии касбии тоҷик. – Душанбе: Дониш, 2017. – С. 27-36.
  27. Композиторская школа в контексте музыкальной культуры Таджикистана (вопросы истории и теории) // История и теория искусств таджикского народа. — Душанбе: Дониш, 2018. — стр.107-122.
  28. Опера «Борбад»: новое рождение легендарного образа // Борбад и классические традиции в музыкальной культуре Центральной Азии. — Душанбе, 2019. — С. 479-494.
  29. Опера «Борбад»: новое рождение легендарного образа // Борбад и классические традиции в музыкальной культуре Центральной Азии. – Душанбе: Дониш, 2019. С. 479-494.
  30. Флейта (най) и ее образ в суфийской поэзии // Музыкальная культура глазами молодых ученых. Вып. 15 / Ред.-сост. Н. И. Верба, научн. ред. Р. Г. Шитикова. – СПб.: Астерион, 2020. С. 127-133 (в соавторстве с Ардашерзода К.).
  31. Оперное вокальное исполнительство в Китае (в контексте проблемы Восток-Запад) // Россия – Япония – КНР – Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества / сб. материалов Междунар. конф. (25-26 сентября 2020). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки , 2020. – С. 75-83 (в соавторстве с Ли Кэ).
  32. Музыкальная драма как универсальный самодостаточный феномен в творчестве композиторов восточных школ // А.В. Затаевич и проблемы музыкального наследия народов мира. – материалы VIII Международной конференции «Музыка народов мира. Проблемы изучения: сохранение культурного наследия (к 150-летию со дня рождения А. В. Затаевича)». – Москва, МГК им. П.И. Чайковского и Казахская госконсерватория им. Курмангазы. 11-12 октября 2019 года. – Алматы: Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, 2021. – С. 236-246.
  33. Таджикская национальная композиторская школа на современном этапе: проблемы и пути развития // Таджикистан в процессе истории /Проблемы культуры и искусства. – Душанбе: Дониш, 2021 – С. 534-549.
  34. Образ великого певца и этика зороастризма в опере Мустафо Бафоева «Борбад» //Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том 27: по материалам VIII Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART VIII». 16 ноября 2021 года / Редактор-составитель А.И. Демченко. − Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2022. – 334 с.
  35. Традиционный инструмент как концепт национальной культуры в композиторском опусе» // Azərbaycan etnomusiqişünaslığı 1921-2021 illər. Üzeyir Hacıbəyli adına Bakı Musiqi Akademiyasının 100 illik yubileyi münasibətilə. Bakı, «OL» MMC mətbəəsi – Баку, 2021. – С. 239-246.
  36. Посвящение учителю. “Рапсодия-диалоги” Толиба Шахиди на темы-интонации Арама Хачатуряна //Толибхон Шахиди. Четки памяти. – М.: Композитор, 2022. – С. 30-45.
  37. Полимодальность образа-символа в cинтетическом искусстве хореографии (на примере суфийской символики в теле-балете «Рубаи Хайяма» Т. Шахиди // Вопросы музыкальной синестетики : история, теория, практика : сб. науч. ст. Вып. 4. – Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2022. – 254.

тезисы конференций

  1. Тематизм и тональные планы в фугах композиторов Таджикистана (тезисы) // Тезисы докладов VI искусствоведческой конференции молодых ученых. – Ташкент, 1987.– С. 28-30.
  2. Фуга в творчестве композиторов Таджикистана (тезисы) // Тезисы докладов IX региональной научно-теоретической конференции аспирантов, соискателей вузов и НИИ культуры и искусства. – Душанбе, 1987.– С. 96-99.
  3. Полифонические формы в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана (тезисы) // Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. – Душанбе, 1989. – С. 82-86.
  4. Прием контрапунктирования с усулем в инструментальном творчестве композиторов Таджикистана (тезисы) // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. – Душанбе, 1989. – С. 11-15.
  5. К вопросу формирования музыкального вкуса подростков (тезисы) // Подростки и библиотека: Сообщения и тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь, 1993. – С. 33-35.
  6. Принцип предметной интеграции – основа для коренной перестройки системы эстетического воспитания в общеобразовательной школе (тезисы) // Культура. Искусство. Человек: Сб. науч. ст., тез., докл. и сообщений. – Пермь, 1995. – Т. 2. – С. 96-98.
  7. О разработке экспериментального курса «Музыкальное краеведение» для студентов вузов искусств и культуры и его роли в изучении музыкальной культуры региона (тезисы) // Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика: Сб. ст., тез., докл. и сообщ. науч. практ. Конф. – Пермь, 1996. – с. 56-58.
  8. Романтическая образная сфера симфонической поэмы в творчестве композиторов молодых национальных школ (тезисы) // Эмоции, творчество, искусство: Материалы международного симпозиума. – Пермь, 1997. – С. 36-37.
  9. Роль русской композиторской школы в формировании молодых национальных школ (тезисы) // Славянский мир в контексте диалога культур: Материалы III междунар. науч. конф. – Пермь, 1998. – С. 147-148.
  10. Феномен «школы» в двух типах музыкального профессионализма — каноническом (устная традиция) и неканоническом (композиторское творчество) (тезисы) // Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусств и культуры накануне XXI века: Тез. докл. и сообщ. науч.,науч.-метод.и науч.-практ. конф. ПГИИК 1998-1999 г.г. – Пермь, 2000. – С. 55-56.

Руководство диссертационными исследованиями:

  1. Козловская И.П. Музыкальная жизнь уральской провинции конца XIX – начала XX веков (на примере Пермского края), 2008 г.
  2. Поморцева Н.В. Развитие академического хорового исполнительства в Кемеровской области (в контексте музыкальной жизни индустриального региона), 2013 г.
  3. Рахимов К.С. (в качестве научного консультанта). Таджикская версия эпоса «Гуругли» в традициях школы Хикмата Ризо, 2014 г.
  4. Тончук П.О. Фуга как универсальный художественный концепт (на примере фуг из цикла Ф. Бахора «Рисунки по шелку», 2016 г.
  5. Давлатова С.Д. «Суфийская тема в творчестве таджикского композитора Толиба Шахиди», 2020 г.
  6. Дитенбир В.В. Оперное вокальное исполнительство в Новосибирске: вопросы истории и художественной практики, 2021.

Научное консультирование докторских диссертаций:

  1. Азизи Ф.А. Маком и фалак как явления профессиональной музыкальной культуры таджиков, 2009 г.
  2. Айзенштадт С.А. Фортепианные школы стран дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики, 2015 г.

Официальные отзывы на диссертации:
кандидатские диссертации

  1. Соснова Н.Г. «Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм». — Новосибирск, 2007 (отзыв официального оппонента).
  2. Корнелюк Т.А. «Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы (на материале отечественной музыкальной науки)». — Новосибирск, 2007 (отзыв официального оппонента).
  3. Мазиков А.А. «Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма». — Санкт-Петербург, 2008 (отзыв ведущей организации).
  4. Бакаева И.А. «Балетные сцены в казахской опере: к проблеме жанровых взаимодействий». — Новосибирск, 2009 (отзыв официального оппонента).
  5. Монгуш А.Д. «Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект». — Новосибирск, 2009 (отзыв официального оппонента).
  6. Сараева С. В. «Песенные жанры миннезанга». — Новосибирск, 2010 (отзыв официального оппонента).
  7. Рахимова Д.А. «Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова». — Санкт-Петербург, 2012 (отзыв ведущей организации).
  8. Шаяхметова А.К. «Музыкальный аспект культовой практики ислама (на примере Джума-намаза». — Новосибирск, 2012 (отзыв официального оппонента).
  9. Коккезова А.М. «Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века». — Ростов-на-Дону, 2017 (отзыв ведущей организации).
  10. А. Таттитбайкызы. «Казахский кобыз в его становлении и эволюции в процессе развития национальной музыкальной культуры». – Санкт- Петербург, 2022. (отзыв ведущей организации).

докторские диссертации

  1. Алябьева А.Г. «Традиционная инструментальная музыка Индонезии в контексте мифопоэтических представлений». — Новосибирск, 2009 (отзыв официального оппонента).
  2. Тосин С.Г. «Колокольный звон в России: традиция и современность». — Новосибирск, 2010 (отзыв официального оппонента).
  3. Юдина В.И. «Музыкальная культура Российской провинции (от зарождения до начала ХХ века). — Санкт-Петербург, 2013 (отзыв ведущей организации).

отзывы на авторефераты диссертаций

  1. Павлова Т.В. « «Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект)»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Новосибирск, 1997.
  2. Мазур О.В. «Медвежий праздник казымских хантов как жанрово-стилевая система»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Новосибирск, 1997.
  3. Данилова И.В. «Этапы развития чувашской профессиональной музыки: к проблеме становления национальной композиторской школы» : автореферат дис. … канд. иск-я. — Москва, 2003.
  4. Крапивина И.В. «Проблемы формообразования в музыкальном минимализме»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Новосибирск, 2003.
  5. Шаров К.С. «Музыка как средство формирования национальных сообществ»: автореферат дис. … канд. иск-я 2005.
  6. Бушуева Л. И. «Феномен обработки чувашской народной песни в творчестве композиторов: к проблеме композиторского фольклоризма»: автореф. дис. … канд. иск-я. — Казань, 2008.
  7. Башарова Р.И. «Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдуллиной»: Автореф. дисс. … канд. иск. — Магнитогорск, 2008.
  8. Нгуен Лантуат «Традиционный театр в современной культуре Вьетнама»: автореф. дис. … доктора иск-я. — Санкт-Петербург, 2009.
  9. Галиахметова А.Ю. «Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана»: автореферат дис. … канд. иск-я. — Москва, 2011.
  10. Кривошей И.М. «Когнитивная философия русского романса»: автореферат дис. … доктора иск-я. — Саратов, 2016.

Диссертации научно-исполнительской аспирантуры:

  1. Конкина О.Б.: Работа над вокальной дикцией в аспекте совместной деятельности педагога-вокалиста и логопеда. — 2012.
  2. Хекоян Е.Л.: Женские образы в операх Дж. Пуччини: проблемы вокально-сценической интерпретации. — 2012.
  3. Молчанов М.Ю.: Камерно-инструментальное творчество новосибирских композиторов. — 2012.
  4. Гражданова М.А.: Фортепианные циклы таджикских композиторов для детей.- 2014.
  5. Гражданов И.А.: Симфоническая музыка в фортепианных транскрипциях: вопросы истории, теории и исполнительской практики. — 2014.

Подготовка к конкурсам и фестивалям обучающихся, получивших звания лауреатов или дипломантов:

  1. Подготовка докладов со студенткой II курса ТКФ С. Давлатовой и аспиранткой Е.Хекоян для участия в конференции: «Интеллектуальный потенциал Сибири» (Новосибирск, 2011). Оба доклада — II место в основной (областной) номинации.
  2. Подготовка доклада со студенткой III курса ТКФ С. Давлатовой для участия в конференции: «Интеллектуальный потенциал Сибири» (Новосибирск, 2012). I место в основной (областной) номинации.
  3. Подготовка работы со студенткой 5 курса ТКФ С. Давлатовой – I место на Международном конкурсе научных работ (Москва, Российская академия музыки им. Гнесиных) в номинации «Современная музыка». Тема работы: «Идеи и поэтика суфизма в творчестве Толиба Шахиди».

Деятельность в качестве члена редакционной коллегии в следующих изданиях:

  1. Новосибирская консерватория – 50 лет. – Энциклопедический словарь. — Новосибирск: Новосиб. гос. конс-я (академия) им. М.И. Глинки. – 2006. – 400 с. 48 п.л. Гл. ред. Б.А. Шиндин.
  2. Сибирский музыкальный альманах-2006. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. –2009, 226 с. 28 п.л. Гл. ред. Б.А. Шиндин; Н.С. Бажанов, С.П. Галицкая, Е.Г. Гуренко, Т.А. Роменская.
  3. Сибирский музыкальный альманах-2007. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. –2010.-232 с. 29 п.л. Гл. ред. Б.А. Шиндин; Н.С. Бажанов, С.П. Галицкая, Е.Г. Гуренко, Т.А. Роменская.
  4. Вестник музыкальной науки. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория имени М.И. Глинки (направление — музыкальное востоковедение). Гл. ред. Б.А. Шиндин.
  5. Борбад и классические традиции в музыкальной культуре Центральной Азии. — Душанбе: Дониш, 2019. — 584 с.

Научное редактирование монографий и сборников статей

  1. Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования детей и юношества. – Сб. науч. ст.,тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. 18 марта 1995. — Пермь: ПГИиК, 1995. — 64 с. (совм. с. В.А. Созиновым, Л.А. Кузьминой, Н.Б. Зубаревой).
  2. Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика. – Сб.ст., тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. 2 апр.1996. — Пермь: ПГИиК, 1996. 94 с. (совм. с. З.Е. Воробьевой, Л.А. Кузьминой, Н.Б. Зубаревой).
  3. И.П. Козловская. Музыкальная жизнь уральской провинции конца XIX – начала XX веков (на примере Пермского края) (монография). — Пермь: ПГИиК, 2008. — 264 с.
  4. Ф.А. Азизи. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков (монография).-Душанбе: Адиб, 2009.- 398 с.
  5. Саволина Галицкая, Анна Плахова. Монодия: проблемы теории (монография). – М.: Academia, 2013.–320 c.
  6. С.А. Айзенштадт. Фортепианные школы стран дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики (моография). — Владивосток: Дальнаука, 2015. – 247 с.
  7. Тончук П.О. Фуга как универсальный художественный концепт. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2020. – 267 с.

титульное рецензирование монографий и сборников статей

  1. И.В. Белоносова. Музыкальная культура Читы (монография). — Красноярск, 2007. — 162 с.
  2. В.Ф. Третьяченко. — Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства (монография). – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2011. — 336 с.
  3. О.В. Ярош. Феномен монотематизма в западноевропейской романтической музыке в контексте теории метаморфоз И.-В.Гете (монография).– Красноярск, 2012. – 174 с.
  4. Ш. О. Мирзоева. Таджикская опера: этапы становления и приоритеты оперной сферы (монография). – Душанбе: ТНК им. Т. Саттарова, 2012. – 258 с.
  5. С.Ю. Лысенко. Опера М. Мусорского «Борис Годунов» как синтетический художественный текст (монография). — Хабаровск: ХГИИК, 2012. – 208 с.
  6. С.Ю. Лысенко. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре (монография). – Хабаровск: ХГИИК, 2013. – 340 с.
  7. Д.А. Рахимова. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова (монография). – Волгоград: МИРИА, 2013. – 208 с.
  8. С.Г. Тосин. Многовещий звон колоколов. Сб-к статей. Новосибирск, НГК им. М.И. Глинки, 2014. – 160 с.
  9. Ф.А. Ульмасов. Многомерность восточной монодии в контексте сольного вокально-инструментального музицирования: на материале таджикской и узбекской традиционной музыки (монография). – Душанбе.: Истеъдод, 2017. – 320 с.
  10. Поморцева Н.В. История хорового исполнительства в Кемеровской области: учебное пособие. — Кемерово, КемГИК, 2018. — 135 с.
  11. Айзенштадт С. А. Работа над выпускным рефератом: учебное пособие. — Владивосток, ДВГИИ, 2019. — 64 с.
  12. Лосева С.Н. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в композиторском творчестве. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – 245 с.
  13. Коляденко Н. П. Музыкальность в системе искусств: синергетический аспект. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2022 — 153 с.

Награды:

  1. Почетная грамота Министерства культуры Новосибирской области (2016)
  2. Благодарность Министерства образования Республики Таджикистан (2010)
  3. Диплом Акимата (мэрии) г. Астаны за участие в Фестивале тюркской музыки «Астана-Аркау» (2010)
  4. Диплом Акимата (мэрии) г. Астаны за участие в Фестивале тюркской музыки «Астана-Аркау» (2011)