ДЕМЕШКО ГАЛИНА АНДРЕЕВНА

Демешко_newдоктор искусствоведения (2002);

член диссертационного совета Д 210. 011.01 при Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки с 2002 года;

профессор кафедры теории музыки и композиции.

 

Общие сведения

В 1970 г. окончила теоретико-композиторский факультет НГК по классу профессора Ю.Г. Кона, в 1979 г. – аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кино.

В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема сонатности в инструментальном творчестве советских композиторов 60-70 –х годов» (ЛГИТМиК, н.рук. – канд. иск. Климовицкий А.И.).

В 2002 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Диалогические традиции современного отечественного инструментализма» (Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки). 


Педагогическая деятельность

Учебные курсы, читаемые на кафедре теории музыки и в Музыкальном колледже НГК в настоящее время и в предыдущие учебные годы:

  1. спецкурс полифонии у студентов-теоретиков;
  2. полифония у студентов ДХФ; ФФ и ФНИ, а также бакалавров исполнительских факультетов;
  3. гармония у студентов ДХФ и ОФ (струнники);
  4. гармония у студентов колледжа;
  5. полифония у студентов колледжа.

Сфера научных интересов: 

Сфера научных интересов Г.А. Демешко связана с проблемами современной музыки, вопросами формообразования и судьбами полифонии в искусстве XX-XXI веков.

Кандидатская диссертация посвящена выявлению концептуальных свойств сонатности за пределами породившего сонату культурно-языкового контекста. В докторской диссертации традиции сонатно-симфонического мышления в инструментальной музыке второй половины прошлого столетия рассматриваются сквозь призму диалогичности как универсального мыслительного концепта.

В научных статьях последних лет Г.А. Демешко всесторонне исследует судьбы контрапункта, полифонических форм и жанров в условиях неклассической культурной парадигмы рубежа тысячелетий.


Книги, брошюры, учебные пособия и программы

Слушание музыки. Программа для музыкального лицея при НГК им. М.И. Глинки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1998. – 25 с.

Диалогические традиции современного отечественного инструментализма. Монография. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2002. – 343 с.

Полифоническое формообразование в музыке ХХ века. Мелодия и контрапункт. Цикл лекций. — Учебное пособие для студентов-теоретиков. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012.- 213 с.

Судьбы инвенции в музыке ХХ века. Монографический очерк. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2015. – 36 с.

Научные статьи

  1. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке 60-70-х годов //Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.15. – Ленинград: Изд-во «Музыка», 1977. – С. 170-190.
  2. Преломление сонатного принципа в инструментальном творчестве советских композиторов 60-70-х годов. Тезисы межвузовской науч.-теор. конф. — Горький, 1977. – С. 126-128.
  3. Принципы сонатности Скрябина (на примере фортепианных сонат) //Черты сонатного формообразования. Сб. трудов. Вып. 36. — Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1978. — С. 91-109.
  4. О характере функционирования сонатности в музыкальной практике последних лет //Теоретические проблемы музыкальной формы. Сб. трудов. Вып. 61. — Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. — С. 36-49
  5. Современное композиторское творчество и некоторые аспекты его изучения в курсах специальных дисциплин //Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1988. — С. 80-92.
  6. Об одной тенденции в развитии концертного жанра во второй половине ХХ века //Советская музыка 70-80- годов. Эстетика. Теория. Практика. — Ленинград: ЛГИТМиК, 1989 – С. 32-50.
  7. Вузовский курс полифонии и некоторые аспекты его методической переориентации //Вопросы теории и методики преподавания полифонии. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки, 1989. – С. 6-26.
  8. Взаимодействие культур второй половины ХХ века //Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры Восток-Запад. Тезисы всесоюзной конференции. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1991. — С. 10-13.
  9. Струнные смычковые соло-сонаты в творчестве советских композиторов 60-70-х годов //Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр. – В соавторстве с Волковой Т. — Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки, 1994. – С.221-243.
  10. К проблеме концепционной формы в инструментальном творчестве советских композиторов 60-70-х годов //Музыкальная коммуникация. Проблемы музыкознания. Сб. науч.трудов. Вып. 8. – Санкт-Петербург: РИИИ, 1996. – С. 239-259.
  11. Проблема диалога в музыкальной теории и практике ХХ века //Теоретические концепции ХХ века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. М-лы Всерос. науч. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки, 2000. — С. 99-108.
  12. О формировании коммуникативных стереотипов в искусстве «постгомофонной» академической традиции //Сибирский музыкальный альманах 2000. – Ежегодник. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им.М.И. Глинки, 2001. — С. 9-14.
  13. Человек как объект художественной рефлексии музыки второй половины ХХ века //Музыкальное искусство сегодня. – Москва: Изд. дом «Композитор», 2004. — С. 44-59.
  14. Музыка рубежа тысячелетий в контексте неклассических тенденций искусства // Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования. Мат-лы междунар. науч.-практич. конф. — Алматы: Казахская нац. консерв. им. Курмангазы, 2005. — С. 54-60.
  15. О полифоническом ретродвижении в музыке ХХ века // Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования. М-лы междунар. науч.-практич. конф. — Алматы: Казахская нац. консерв. им. Курмангазы, 2005. — С. 403-410.
  16. Четвертая симфония – «To A Faraway Beioved» Нгуена Лантуата (размышления о стилистике авторского высказывания) // Между Востоком и Западом. Заметки о судьбе и музыке Лантуата. – Новосибирск: Изд. «Окарина», 2006. – 74-106.
  17. Мотет в музыкальной практике второй половины ХХ века (на примере произведений отечественных композиторов) //Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации. – Новосибирск: НГПУ. Вып.6, 2007. — С. 69-89.
  18. Памяти человека, не перестававшего удивлять // Аркадий Георгиевич Михайленко. – Новосибирск: Изд. «Окарина», 2007. — С. 49-67.
  19. Ритмический эксперимент в творчестве русских композиторов и его значение для музыки ХХ века // Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление». Мат-лы всерос. науч. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки, 2008. — С. 3-18.
  20. Музыка в эпоху кросс-культуры (проблемы теории и практики) // Традиции и новаторство в современном музыкальном искусстве. Мат-лы сибирской открытой (V межрегион.) науч.-практич. конф., посвящ. 80-летию со дня рожд. Э.В. Денисова. – Томск: Томск. муз. колледж им. Э.В. Денисова, 2010. — С. 18-25.
  21. Наследие Ю.Г.Кона между прошлым и будущим //Композиторская техника как знак. Сб. статей к 90-лнтию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. – Петрозаводск: Петрозав. гос. конс. им. А.К. Глазунова, 2010. – С. 49-48.
  22. Ключевое слово» музыки и современность (размышления о судьбах мелодики в музыке ХХ- начала ХХI вв.) // Русское слово в культурно-историческом и социальном контексте. Том I.- Кемерово-Далянь, 2010. – С. 399-408.
  23. Идея контрапункта и современность // Идеи и идеалы: научный журнал /под ред. д-ра филос.наук, проф. О.А. Донских. — Новосибирск: НГТУ 2012, № 2 (12), т.2. — С. 128-135.
  24. «О предпосылках и позитивах новой концепции музыкального времени в искусстве ХХ века» // Вестник КемГУКИ. № 20. — Кемерово, 2012. — С. 214-221.
  25. Вариантность как феномен музыкальной практики ХХ века // Проблемы музыкальной науки. – Уфа: Изд-во Уфимской гос. академии искусств, 2012, № 2 (11). – С. 244-248.
  26. Модальность эпохи Возрождения //Музыковедение: научный журнал /под ред.Н.Н. Гиляровой. – Москва: Научтехлитиздат, 2013, № 6. – С. 3-12 (в соавторстве с Ушаковой Н.В).
  27. Смысловые контексты опусной музыки рубежа ХХ-XXI веков // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки, 2014, № 1 (3). — С. 45-53.
  28. О двух культурных рефлексиях диалога в музыке // Восток и Запад: история, общество, культура. Сб. науч. м-лов III Междунар. заочн. науч.-практич. конф. – Красноярск: Краснояр. краев. науч.-учебн. центр кадров культуры, 2014.- С. 31-34.
  29. Демешко Г.А. Музыкальное мышление между прошлым и будущим //Современные концепции научных исследований. – Мат-лы VIII Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 28-29 ноября). — Международный научно-популярный вестник Европа-Азия. – Москва: Евразийский союз учёных (ЕСУ), № 8, 2014, Ч.9. – С. 136-138.
  30. «Lamento» Б. Лисицына для скрипки, альта и виолончели //Композиторы Новосибирска. Вып. 2. Учебное пособие под общей редакцией А.М. Лесовиченко. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И.Глинки, 2016. — С. 58-73.
  31. Портрет композитора в кросс-культурном пространстве XXI века // Проблемы музыкальной науки. – Уфа Изд-во Уфимской гос. академии искусств, 2016, № 2 (23). — С. 7-14.
  32. О неклассическом векторе поисков в музыке ХХ-ХI веков //Идеи и идеалы: научный журнал /под ред. д-ра филос.наук, проф. О.А. Донских.– Новосибирск: НГТУ, №3 (29), т. 2. — С. 127-136.
  33. Диалог как феномен жанрового интонирования (к вопросу о генезисе сложного диалогического знака). Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3.С. 5–13. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10040.
  34. Канон в контексте рационалистических тенденций XX в. // Вестник музыкальной науки. 2021.Т. 9, № 2. С. 5–15. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-5-15.
  35. Квартетная полифония как пространство внутримузыкальной коммуникации // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 1. С. 16–27. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-16-27.
  36. Струнный смычковый квартет: Аспекты теоретической рефлексии жанра // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 5–15. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-5-15.

Руководство дипломными и магистерскими работами по специальности «музыковедение»

ВЫПУСКНИКИ

  1. Бородулько Т.П. Жанр прелюдии в творчестве Шостаковича (на примере фортепианных прелюдий Шостаковича ор. 34). 1977 г.
  2. Каширная С.П. Об одной тенденции в развитии концертного жанра в 60-70-е годы (на примере виолончельных концертов Шостаковича № 2 и Тищенко № 1). 1978 г.
  3. Сучилина Е.И. Концерт для скрипки с оркестром И. Стравинского (к вопросу о взаимодействии стилей). 1978 г.
  4. Чжен И.А. Жанр пассакалии в творчестве Д.Шостаковича (к вопросу о претворении жанра пассакалии в музыке ХХ века. 1980 г..
  5. Бурдаева О.В. Жанр вокальной элегии и некоторые тенденции его развития в творчестве русских и советских композиторов». 1982 г.
  6. Евланова Л. М. Некоторые особенности инструментальной мелодики Д.Д.Шостаковича позднего периода творчества. 1982 г.
  7. Чернова О.С. О характере взаимодействия полифонии и гомофонии в мадригалах Монтеверди. 1982 г.
  8. Кузьменко Т.Н. «Претворение жанра песни в творчестве И.Брамса». 1983 г.
  9. Коскина Ю.В. Жанровые черты concerto grosso в творчестве итальянских композиторов XVII-XVIII вв. 1984 г.
  10. Растегаева Е.Н. Особенности драматургии мадригалов Джезуальдо. 1984 г.
  11. Тумашева Л.В. О некоторых особенностях претворения традиционных жанров в творчестве С.Губайдулиной.1984 г.
  12. Куликова В.А. Некоторые особенности мелодики П.Хиндемита. 1985г.
  13. Чернобай О.И. Некоторые особенности мотетной техники в творчестве Джона Данстейбла. 1985 г.
  14. Якушева М.Г. Некоторые вопросы методики сольфеджио в старших классах ДМШ (к проблеме совершенствования начального музыкального образования). 1987 г.
  15. Волкова Т.Б. Струнные смычковые соло-сонаты в творчестве советских композиторов 60-70-х гг. 1988 г.
  16. Тараненко Н.Е. Особенности полифонии в квартетах советских композиторов 60-70-х годов. 1988 г.
  17. Казакова Н.И. (Развитие элементов полифонического мышления в младших классах на уроках сольфеджио. 1989 г.
  18. Ковалева О.К. Канон (стретта) в малом и большом полифонических циклах (на примере циклов для фортепиано И.С. Баха и Р. Щедрина). 1992 г.
  19. Смаглюк М.В. Скрипичный концерт № 2 А. Эшпая. К специфике жанра. 1994 г.
  20. Смердова Т.Г.Творчество А. Мосолова 20-х гг. ХХ века (фортепианные сонаты). 1994 г.
  21. Мисникова Л.И.О ричеркаре в музыке ХХ века на примере произведений С.Слонимского, А.Пярта, Ю.Шибанова (к вопросу о жанровых свойствах ричеркара. 1994 г.
  22. Щанова Н.П. «Прометей» и «Поэма экстаза» Скрябина в контексте эволюции музыкального мышления ХХ века. 1995 г.
  23. Буркова Н.Г. Функции ритма в воспроизведении ритуальной семантики (на примере произведений современных композиторов). 2005 г.

Работы магистрантов по исполнительским специальностям

  1. И. Иванов. Соната для фортепиано № 1 Р. Щедрина в русле художественно-стилевых тенденций середины ХХ века. 2016 г.
  2. Е. Короткова. Претворение современных технико-композиционных принципов в органном творчестве О. Мессиана. 2016 г.
  3. И. Потешкин. Исполнительский и методический анализ концерта для кларнета с оркестром Карла Нильсена ор. 57. 2017 г.

Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (по искусствоведению)

Ушакова Н.В. Марианские антифоны в западноевропейской культуре Средневековья и Возрождения. 2013 г.


Научное консультирование докторских диссертаций

Отзывы на научные работы

Официальный отзыв на учебное пособие канд.пед.наук К.Н. Фёдоровой «Лекционные материалы по курсу «Музыкально-педагогическая герменевтика» — Новосибирск, НГПУ, 2011. 

Официальные отзывы на диссертации 

  1. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Ходорковской Е.С.: «Музыкальное восприятие в условиях модального многоголосия XVI века как историко-культурный феномен (опыт характеристики слуховой установки)». – Ленинград, ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова, 1985.
  2. Отзыв на кандидатскую диссертацию Фиденко Ю.Л.: «Музыкально-литургическая практика католических приходов Сибири и Дальнего Востока в контексте реформ Второго Ватиканского Собора». – Новосибирск, НГК (академия) им. М.И. Глинки, 2005.
  3. Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Немковой О.В. «Образ богоматери в западноевропейской художественной культуре». — Саратовская консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2014 г.

Отзывы на авторефераты диссертаций

  1. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Отяковской Э.Г. «Формирование полихудожественной компетентности педагога-музыканта в процессе профессионального образования» — спец. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания. — Краснодар, 2010.
  2. Отзыв на автореферат кандидатской диссертации Булатовой О.Р. «Развитие самоконтроля исполнительской деятельности студентов в классах камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки» — спец. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания. — Краснодар, 2010.

Научно-организационная деятельность

Член диссертационного совета по специальности 17.00.02 Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки с 2002 по настоящее время. В течение всего времени принимала активное участие в работе экспертного совета, рецензируя представленные к защите кандидатские и докторские диссертации. В 2013 и 2014 гг. была председателем ГЭК на выпускных экзаменах на факультете культуры и дополнительного образования НГПУ.


Редакционная деятельность 

Редактирование монографии Н.Ушаковой «Марианские антифоны в западноевропейской культуре средневековья и Возрождения». – М, «Композитор», 2015 г.