Четыре дня музыкальной сказки (ФОТО)

21-й фестиваль фортепианной музыки «Piano en valois»Юные пианисты Новосибирской консерватории успешно выступили на фестивале во Франции.
С 10 по 22 октября во Франции прошел 21-й фестиваль фортепианной музыки «Piano en valois». Он проводится с 1994 года в г. Ангулеме и близлежащих городках. За это время под его эгидой выступали такие мастера, артисты с именем, как Дмитрий Башкиров, Лазарь Берман, Аркадий Володось, и юные музыканты, только начинающие свой путь.

Основатель фестиваля — Жан-Юг Аллар (Jean-Hugues Allard), в прошлом художественный директор (directeur artistique) известной звукозаписывающей компании «Sony classical». Другой организатор, Поль-Арно Пежуан (Paul-Arnaud Péjouan), является также арт-директором музыкальных фестивалей в других городах Франции и в Китае. Вместе они отбирают и приглашают для выступлений молодых музыкантов со всего мира.

Отрадно, что в этом году участие в фестивале довелось принять четверым пианистам из Сибири: это студенты Новосибирской консерватории Ксения Прялкина (класс проф. Д. Л. Шевчук), Иван Калатай (класс проф. Т. И. Игноян), а также  студенты колледжа при НГК Алина Лобанова (класс проф. Л. В. Смешко) и Руслан Петров (класс проф. М. С. Лебензон). Сопровождала всю команду молодых музыкантов профессор кафедры специального фортепиано Лариса Владимировна Смешко.

Условия фестиваля ставят высокую планку для самых юных участников: как и более взрослые артисты, они должны играть сольный концерт часовой продолжительности. Задача обычная для сложившегося исполнителя и вполне выполнимая для студента консерватории, но для 13-ти и 14-тилетних пианистов — серьезное испытание. Которое, впрочем, они с честью выдержали.

Для сольных концертов студентов был выбран очень разнообразный репертуар, включающий в себя разные стили, непременно — музыку XX века и, конечно, сочинения русских композиторов. Мне в этом видится заданный вольно или невольно диалог времен, культур. Достаточно взглянуть на программы. Ксения Прялкина: Мусоргский «Картинки с выставки» — прелюдии Дюбюсси (дань хозяевам сцены) — соната Барбера. Руслан Петров играл классико-романтические сочинения (Чайковский, Мендельсон, Бетховен), которые соседствовали с пьесами Щедрина и Бабаджаняна. Иван Калатай включил в своё выступление наряду с произведениями Бетховена и Шопена «Отзвук Мефисто-вальсе» Рябова и этюды Рахманинова, а в программе Алины Лобановой ярким акцентом стали «Румынские танцы» Бартока, пьесы Прокофьева из сюиты «Ромео и Джульетта» и неизвестный французской публике «Жаворонок» Глинки-Балакирева.

Выступали наши ребята успешно и очень понравились. Но главное — добрые чувства были обоюдными: при воспоминании о поездке у участников появляется свет в глазах, теплеет взгляд.

«Это было как в сказке», — услышав такие слова от обычно сдержанной Ларисы Владимировны Смешко, можно понять, что впечатления действительно невероятные. Запомнилось всё: и корзины цветов с именными записками, подаренные при встрече, и непрестанная забота и внимание к юным артистам, и теплый прием публики. И, конечно, люди, творящие неповторимую атмосферу вокруг себя.

— Мы жили в удивительном месте,- рассказывает Лариса Владимировна. — Это дом, точнее, особняк, где стоит… около 50 роялей. Среди них — исторические: инструменты, на которых занимались Шопен, Лист, Равель… Есть и клавесины, и клавишные инструменты редкой конструкции.

Хозяин этого музыкального царства, по выражению Ксении Прялкиной, «похож на волшебника из сказки». Это неудивительно, ведь месье Жерар Фован (Gérard Fauvin) — действительно «музыкальный волшебник». Он — мастер музыкальных инструментов — настраивает их, реставрирует и привозит для выступлений, словом, делает всё, чтобы концерт превратился в настоящее чудо.

— Необычен даже его внешний вид: очки со стеклами разной формы — одно круглое, другое квадратное; непременный для француза шейный платок; седые волосы, лучезарная улыбка. Он очень эмоционален, живо на всё реагирует, — говорит Ксения. — Перед одним из концертов обнаружилось неудобство, педаль рояля была высоковата. И он тут же полез под рояль исправлять недочет!

Сам месье Жерар очень тепло отзывается о гостях из России. «Они прекрасны! Мы привезли не азиатов, которые играют быстро очень трудные и супертехничные пьесы. Это русская душа, они играют “нутром”» (из статьи в “Sud Quest”).

«Эти ребята — уже готовые артисты, несмотря на свой юный возраст. Они абсолютно искренни, это почти жутко. Настоящий шок — простота  искусства, красоты, истины, подлинности. Поль-Арно Пежуан и Жан-Юг Аллар провели неделю, прослушивая лучших пианистов консерватории Новосибирска. Если они пригласили их, то это потому, что они нашли в них поэтов, а не спортсменов!» (из блога Жерара Фована).

Кроме сольных концертов, юных артистов ждали и другие, не совсем обычные, выступления: «педагогические концерты» (для детей) и даже игра на рынке! Да-да, в помещении рынка стоит фортепиано, и каждый желающий может на нем поиграть. И, когда группу сибирских музыкантов привезли на рынок за продуктами и сувенирами, ребята воспользовались этой возможностью. Одна музыка сменяла другую, Жан-Юг Аллар тоже подошел к инструменту и сыграл Чакону Баха-Бузони (!), а потом незнакомый человек стал наигрывать джаз…

— Такое ощущение, что музицируют все,- говорит Ксения Прялкина. — Приезжает за нами кто-то из организаторов, чтобы нас везти — пока ждет, садится за инструмент и играет…. Это в порядке вещей. И всегда есть народ в зрительных залах… У нас бы так ходили на концерты.

Ксения Прялкина играла в городке Коньяк, давшем имя всем известному напитку. Концерт проходил в замке, в котором некогда родился король Франциск I — Château de Cognac. После французской революции 1789 года замок был выставлен на продажу, и его приобрел барон де Отар, потомок шотландского рода. С того времени замок превратился в коньячный дом, где производится и хранится напиток марки «Оtard».

— В целом концерт прошел успешно, но… то ли из-за паров коньяка, то ли из-за чего-то ещё публика вела себя довольно шумно,- шутит Ксения. — Дело в том, что инструмент был расположен посреди зала, так что люди сидели с обеих сторон от меня,  и я очень хорошо их слышала. — Впрочем, как мне показалось, прелюдии Дебюсси они слушали достаточно внимательно. И на аплодисменты не скупились.

Скажу от себя: вероятно, в этом проявляется отличие французской публики от русской. Нас приятно удивляет эмоциональный прием, бурные аплодисменты: наши люди более сдержанны. Зато и «слушательская дисциплина» на высоте (печальные исключения не берём). Замечательный французский пианист Франсуа Дюмон, лауреат конкурса Королевы Елизаветы, с восторгом рассказывал о своем концерте в Старой Руссе: слушали в полной тишине — и дарили цветы!!!

Концерт Руслана Петрова проходил в концертном зале Les carmes в местечке Ла Рошфуко. — Там великолепная акустика, — отмечает Лариса Владимировна Смешко. — Любопытно, что наибольший отклик у слушателей нашла музыка XX века: «Юмореска» Щедрина, «Токката» Бабаджаняна. А на концерте Вани Калатая я, к сожалению, не была, потому что концерт Руслана проходил в тот же день, и я не могла его оставить.

Зато с Иваном в городок Гон Понтувр (Gond Pontouvre) на его концерт в Церкви Богоматери Мира поехал месье Жерар, ведь он готовил рояль для выступления. Потом месье Жерар писал в своем блоге: «Что касается Ивана —  это был также успех, а я, к счастью, получил удовольствие раньше, слушая, как он репетирует в нашей студии на прямо-таки сказочном Steinway K 132»…

Из всех четверых только Алина Лобанова выступала непосредственно в Ангулеме, в Церкви Святого Сердца.

— Концерт прошел очень хорошо, — рассказывает Лариса Владимировна, — было довольно много слушателей. Алине устроили в конце бурные аплодисменты, и она сыграла два биса, но у нас не было приготовлено столько номеров, и в третий раз она не стала выходить на поклон, потому что нечего было играть: засмущалась… После концерта многие выражали своё одобрение. А один пожилой господин — как нам потом сказали, педагог-пианист — особенно восхищался, очень хвалил: «Какой звук! Как она слышит!» Приятно слышать такие слова из уст опытного музыканта, когда ясно, что это не «ребяческий восторг».

На этом череда концертов наших пианистов подошла к концу, пора было возвращаться домой, Ясно, что независимо от того, перерастет этот опыт в постоянное сотрудничество или останется «кратким мигом сказки», прекрасно, что он состоялся.

Мне хотелось бы завершить этот очерк словами президента фестиваля «Piano en Valois» Жана Мардикяна (Jean Mardikian) из приветствия 21-му фестивалю: «В это смутное время нельзя отрицать, что наш скромный жест диалога через музыку может быть полезен для встречи людей доброй воли. Это действительно верный признак того, что музыка — всеобща».

20141010_231347 20141011_202540 20141012_233947
21-й фестиваль фортепианной музыки «Piano en valois» 21-й фестиваль фортепианной музыки «Piano en valois» 21-й фестиваль фортепианной музыки «Piano en valois»
Рояль Равеля на реставрации

Рояль Равеля на реставрации

Рояли Шопена

Рояли Шопена

Рояль Листа

Рояль Листа


Мария Шаманина
магистрант I курса

Отправить ссылку на эту новость: