110 лет со дня рождения Е.М. Зингера

10 января исполнилось
110 лет со дня рождения

Евсея Михайловича Зингера

(10.1.1911 — 29.6.1977)


Евсей Михайлович — пианист, кандидат искусствоведения, выпускник Ленинградской государственной консерватории, доцент Новосибирской государственной консерватории. В НГК он преподавал с 1957 по 1977 г.: на кафедрах специального фортепиано (1957–1977), камерного ансамбля (1968–1977), музыкальной педагогики (1969–1973). Вел специальный класс фортепиано, камерного ансамбля, читал лекции по истории пианизма. В 1958–1963 гг. заведовал кафедрой специального фортепиано, в 1969–1971 гг. — кафедрой музыкальной педагогики.

Евсей Михайлович воспитал около 80 высокопрофессиональных музыкантов, которые работают в учебных заведениях многих городов страны. В НГК его ученики — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д. Л. Шевчук; доценты Л. Н. Стремоусова, В. С. Свешникова, Л. П. Факторович. Как методист в области фортепианной педагогики Е.М. Зингер оказывал помощь педагогическим коллективам почти всех музыкальных училищ Сибири и Дальнего Востока. Он бывал там в качестве председателя государственных экзаменационных комиссий, проводил мастер-классы, выступал с лекциями и концертами. Зингер стоял у истоков высшего музыкального образования и фортепианного исполнительства в Новосибирске, оказал непосредственное влияние на формирование его фортепианной культуры.

Евсей Михайлович — крупный исполнитель. В широком репертуаре, охватывающем разные эпохи, стили, жанры фортепианной музыки, особое место занимало творчество романтиков Шопена, Шумана, Скрябина. Он выступал с сольными концертами, с симфоническим оркестром филармонии и НГК, в камерных ансамблях разного состава.

Интенсивностью и результативностью отличалась научная деятельность Евсея Михайловича. В 1960 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Из истории пианизма во Франции в XIX веке». На ее основе позже была опубликована монография «Из истории фортепианного искусства Франции до середины XIX века» (1976). Он занимался исследованием творчества Скрябина. В Государственной библиотеке им. Ленина была депонирована монография «Фортепианное творчество Скрябина», опубликованы статьи «Скрябин-пианист» и «К проблеме исполнения фортепианных произведений Скрябина». Как ученого его интересовало творчество Шумана. Он сотрудничал с «Шумановским домом» в Цвиккау, написал очерк «Р. Шуман в русском и советском музыковедении», переведенный на немецкий язык. Проблеме исполнительства произведений Шумана посвящена статья «Фортепианные произведения Шумана в исполнении В. Софроницкого».

Зингер был в числе первых исследователей музыкальной культуры Сибири, посвятив этой теме статьи «Ленинградская государственная филармония в Сибири в годы Великой Отечественной войны» и «Из истории музыкального образования в Томске». Талант исполнителя, ученого и лектора определил своеобразие просветительской деятельности Евсея Михайловича. Широкой популярностью пользовался его цикл передач по телевидению «Беседы у рояля», где лекция о творчестве композиторов, о музыкальных жанрах и отдельных произведениях сопровождалась собственной музыкальной иллюстрацией.

Наследие Евсея Михайловича Зингера живет в стенах Новосибирской консерватории и за ее пределами стараниями его учеников. Выпускница класса Е.М. Зингера, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д. Л. Шевчук опубликовала статью «Мой незабвенный учитель (памяти Е. М. Зингера)» в «Сибирском музыкальном альманахе» 2001 года. Эта статья наряду с другими также вошла в сборник к 100-летию со дня рождения великого педагога и пианиста, вышедший в серии «Деятели музыкальной культуры Сибири» в 2010 году.

С 2020 года конкурс пианистов, включенный в цикл Международного конкурса «Запад — Сибирь — Восток», носит имя Евсея Михайловича. Конкурс проводился Новосибирской государственной консерваторией имени Михаила Ивановича Глинки с 27 октября по 3 ноября. На конкурс было подано 133 заявки от участников различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Южной Кореи, Вьетнама, Китая и Канады.

В честь знаменательной даты публикуем слова признательности от педагогов Новосибирской консерватории.

Тамара Игнатьевна Игноян, заслуженная артистка Узбекистана, заведующая кафедрой специального фортепиано, профессор:
«Имя Евсея Михайловича Зингера, 110 лет со дня рождения которого исполняется сегодня, свято для всех музыкантов Новосибирской консерватории и других учебных заведений Новосибирска и Новосибирской области. В октябре — ноябре 2020 года в Новосибирской консерватории с большим размахом прошел I Международный конкурс пианистов «Запад — Сибирь — Восток»: конкурс пианистов имени Е.М. Зингера. Это и есть живая память о выдающемся музыканте, оставившем глубокий след в развитии фортепианных школ Сибири.
Каждые три года конкурс имени Е. М. Зингера будет демонстрировать нашу благодарную память великолепному педагогу и замечательному человеку, каким был Евсей Михайлович Зингер».

Дина Леонидовна Шевчук, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры специального фортепиано, ученица Е.М. Зингера:
«Когда Евсея Михайловича не стало, мы, все его бывшие выпускники, почувствовали, что осиротели. Я долго не могла примириться с тем, что рассталась с ним не на месяц, не на год, а навсегда. Мне нелегко было осознать, что отныне я безвозвратно утратила возможность приводить к нему на консультацию своих учеников, что он никогда не появится на моих собственных выступлениях и в трудную минуту не скажет ободряющих слов. Я свято храню теперь старинные издания фортепианных сочинений Скрябина, которые Евсей Михайлович собирал в течение всей своей жизни и которые после его смерти мне передала его вдова Елена Константиновна Зингер, знавшая, как благодарна я учителю, приоткрывшему мне двери в новое измерение — в свой бесконечный скрябинский мир. <…>
Много, много лет назад, в те счастливые годы, когда Евсей Михайлович был жив, накануне защиты диссертации в Ленинграде он получил от меня телеграмму, в которой было всего несколько слов: «Ни пуха ни пера!» Я помню, как глубоко была потрясена его признанием, что мое робкое послание, которому я по своей наивности не придала особого значения, вдруг стало для него опорой, в которой нуждается каждый человек в ответственные моменты своей жизни. «Когда-нибудь, — добавил Евсей Михайлович, — ты поймешь, что означает для нас поддержка собственных учеников».
Теперь я понимаю, как много получаем мы от своих учителей и как мало отдаем им взамен».

Поделиться: